|
Жанры
В самом начале своего пути Поленов часто прибегал к экспериментам. Именно он явился создателем нового жанра в живописи, будучи уже зрелым в создании своих произведений. Главная заслуга Поленова состоит в том, что именно он научил молодых художников обращаться с красками.
Стоит отметить, что как художника и создателя, Поленов нашел себя поздно. Не смотря на то, что Поленову удалось получить Большую золотую медаль в Академии Художеств и отправиться заграницу, он все-таки разрывался между художественными устремлениями. В то время ему было уже около 27 лет. Именно в этом было его главное отличие от Ильи Репина, который довольно рано сформировался, как художник.
Сам Академизм не вызывал у Поленова особого отвращения, хотя довольно часто можно было услышать его критические отзывы об этом, также как и об Академии. Ф. Чижов, который являлся другом семьи Поленова, в 1860 годах писал одному из свои друзей о Поленове много интересных для нас вещей. «Вчера в разговоре с ним я видел, что он сильно имеет расположение к натуральной школе. Он нападает на то, что их во что бы то ни стало заставляют быть в Академии историческими художниками» - именно эти слова писал Чижов к одному из своих друзей. Довольно странным является то, что Поленов по окончании учебы в Академии твердо определился со своим предназначением – исторической живописью. Здесь явное несоответствие, но таких противоречий большое количество. Сам Поленов же в то время отмечал: «Искусство желает получить волю и освобождение от схоластики и академической рутины», но тут же добавлял, что «Художники с малым талантом или без оного не идут теперь дальше фотографии и разнообразят только способы выполнения внешнего», это высказывание можно назвать камнем в огороде «натуральной» школы, к которой, по мнению многих, Поленов был расположен. Именно эти факты свидетельствуют о еще не сформировавшихся позициях молодого живописца.
С Академией и академизмом у Поленова было не все так просто. Все протесты против принципов Академии можно было объяснить логически, в молодости художники часто рвутся к открытию чего-то неизведанного. Также они часто относятся к своим предшественникам как к уже закостенелым и не знающим толка. Но каждый из должен знать, что строгая школа старых художников нужна каждому живописцу.
Навыки и все полученные знания зависнут в воздухе без крепкой архитектуры мастеров. Поленов довольно часто говорил: «Я очень люблю нашу Академию и несказанно ей благодарен за свое свободное развитие». Кроме того, один из друзей Поленова – Репин, поклонившись Академии, сказал: «Теперь на свободе рассуждая беспристрастно, я не вижу в Академии врага, которого где-то в ней откопали, она у нас так свободна!»
Многие считали, что дело было вовсе не в Академии, а в моменте ясности, который рано или поздно наступал у каждого художника, и именно в такие моменты он может со всей ответственностью осознать свое предназначение. Что касается Поленова, то такая ситуация произошла с ним в финале его пенсионерской командировки заграницу. Стоит привести цитату самого Поленова, он говорил: «Пользу командировка мне принесла во многих отношениях, главное, в том, что все, что до сих пор я делал, не то, все это надо бросить и начать снова-здорово. Тут я попробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образы животных, натюрморт и т. д., и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь».
Замечательно получилось у Поленова начать все заново. В этом ему не раз помогли его увлечения, которые до того момента плохо «приспосабливались» к чему-либо. Туту же можно назвать имя - Паоло Веронезе, который являлся любимым живописцем Поленова. Он не раз с восхищением говорил о необычном умении сочетать цвета, о легкости кисти и свободе композиций Веронезе. Поленов называл Веронезе замечательным итальянцем, «объективным реалистом». Также Поленов являлся поклонником творчества М. Фортуни, который сыграл значимую роль в художественной живописи самого автора. Поленов говорил о Фортуни, как о человеке, который смог освоить виртуозную технику. Поленов говорил, что его техника «является в таком богатстве, что перестает быть манерой, а делается творчеством». Довольно многому Поленову удалось подчеркнуть из творчества барбизонцев, основой творчества которых является пейзаж. Поленову не удалось пройти мимо новшеств, которые предлагали импрессионисты, хотя к их манифестам Поленов оставался равнодушен. Благотворно влияли на молодого живописца и русские художники, такие как А. Иванов и А. Саврасов, чей класс пейзажистов достался Поленову во время работы в Училище живописи, ваяния и зодчества.
По возвращении в Россию, Поленова можно было назвать убежденным пленэристом. Выставленные картины Поленова того времени поразили зрителей своей необычностью, до этого нигде нельзя было увидеть такое количество чистых красок, цветных теней и свободных мазков. Почитатели таланта Поленова не раз говорили о «европейском духе», который Поленов привез с собой из-за границы в родные Палестины. Такой дух был довольно четко скорректирован национальным контекстом, при этом Поленов превратил его в самобытное явление. Никто не мог назвать знаменитые пейзажи Поленова «несамостоятельными», потому что они такими не являлись.
Пейзажная живопись Поленова изменялась на протяжении всей его жизни, он то отказывался от Академических канонов, то возвращался к ним вновь на протяжении всего творчества. Поленов во всех видел свою границу, он отправлялся к новейшей декоративности, но при этом пытался настаивать над кропотливой работой. Ту самую живопись, которую пропагандировал Поленов, можно увидеть и в работах других авторов, таких как В. Серов и К. Коровин. Был определенный момент, когда художественные пути Поленова и его любимого ученика разошлись. Поленов воспринимал концептуальную «эскизность» Коровина всего лишь, как элементарную небрежность. Это касается и этюдов, и картин, которые Поленов привез из своей поездки на Восток, которую он задумал для собрания материалы для новых картин евангельского цикла. Этюды пользовались большой популярностью, молодые живописцы того времени всерьез увлеклись работами Поленова. Поленов, по их словам: Поленов «открывал русскому художнику тайну новой красочной силы и пробуждал в нем смелость такого обращения с краской, о котором он раньше и не помышлял».
|
|
|