Русская деревня в творчестве В.Д. Поленова
Тематике русской деревни в творчестве В.Д. Поленова отведено особое место. Огромная любовь ко всему русскому, родному свозит в каждой детали превосходных полотен, отражающих культуру и быт русской деревни.
Обилие зелени, воды, как нельзя лучше отражают жизненную силу, скрытую в природных формах. Все картины, посвященные тематики русских деревень, пронизаны динамикой ярких красок, буйством насыщенно-зеленых, спело-желтых и голубых тонов. Среди них можно отметить наиболее интересные: «Русская деревня» (1889), «Деревня Тургенево» (1885), «Зима. Имоченцы» (1880), «Деревня Окулова гора» (1860-е), «Дворик» (1881) и др.
Картины излучают собой простоту и глубину, словно подчеркивая извечное состояние русской души и отражая мировоззрение русского человека. Все эти произведения стали новым словом в русском пейзаже и оказали большое влияние на живописцев следующих поколений. Поленов очень любил жить среди полей и лесов, это доставляло ему истине удовольствие и вдохновляло на создание новых шедевров. Его тяга к земле так же выражалась в стремлении жить ближе к ней. И не смотря на то, что В.Д. Поленов родился в Санкт-Петербурге, а также очень много времени провел, живя и работая в Москве, его предпочтения всегда легко угадывались, стоит только вспомнить об Абрамцево или Борок…
Особо стоит отметить, что тема русской деревни естественно и прочно вошла в творчество художника, но она не была наполнена у Василия Дмитриевича социальными факторами, зачастую неблагоприятными, которые нашли отражение в произведениях Перова, Васильева и других его предшественников. Поленов не отягощал свои картины образами нищей, затерявшейся в глуши лесов и бескрайних равнин русской деревеньки, напротив он наполнял ее лирическим содержанием. Это можно объяснить настроем художника, его внутренним миром, гармоничным и позитивным, как по отношению к себе, так и по отношению к окружающему миру, что еще более подчеркивает красоту его таланта.