Театр
Неподдельный
интерес Поленова к театру пробудил в нем С. Мамонтов, чья деятельность в
театре, сначала в самодеятельном, а потом
и в Частной Опере, складывалась на идее сотворения нового мира, «истинно
прекрасного». Создание подразумевало под собой сотворение новой
действительности в некий условный поэтический мир, построенный на идеалах
героизма и красоты. Такая мысль была довольно близка Поленову, в тот момент он
окунается в водоворот событий с головой, оформляя несколько мамонтовских
спектаклей. Хорошо у Поленова получались декорации к различным постановкам,
которые превращали реально в настоящую сказку. Оформление пьесы-сказки С.
Мамонтова «Алая роза» В. Васнецов, друг и соратник Поленова по делу, назвал
гениальным. Принципы работы Поленова в театральной среде прекрасно показаны в
декорациях в Частной опере оперы К Глюка «Орфей и Эвридика» «Кладбище среди
кипарисов», 1897 (внизу). Действия Поленов представил при помощи стилизации
природы по новым, модернистским канонам. Эту идею наследовали многие театры, и
вскоре это превратилось в новое правило в театральном искусстве. Не менее
интересен эскиз декорации «Алтарь и стены в готическом стиле», 1899
(вверху) для оперы П. Чайковского «Орлеанская дева». Логически завершила и
любовь Поленова к Театрам, он стал работать в сфере организации новых народных
театров, пик которых выпал на 1910 год.