Василий Поленов
 
 
   

Дворянские гнезда

«Водоем»Тема разрушающихся «дворянских гнезд», символизирующих конец целой исторической эпохи, прочно вошла в русскую живопись второй половины XIX века.

Крестьянская реформа 1861 года означала конец привычного дворянского быта. Первой эту тему взялась разрабатывать литература, дав незабываемые образы «дворянских гнезд» в творчестве Тургенева, Гончарова, Фета. Но не прошла мимо этой темы и живопись. При этом сама мотивировка обращения к ней менялась со временем. Картины 1870-80-х годов являлись своеобразными иллюстрациями сюжетов реалистической литературы. Яркий пример подобной иллюстрации — работа передвижника В. Максимова «Все в прошлом» с ее точностью деталировки и социальным пафосом. Для новейшей же живописи ушедший в прошлое дворянский быт стал «подсобным материалом» для «выстраивания» характерных символов. Так, В. Борисов-Мусатов в картине «Водоем», прибегая к предельному обобщению, создает музыкальный символ гармонии, явно противопоставляя его реальной жизни.

Вверху: «Водоем» (1902) В. Борисова-Мусатова, отличающийся эксплуатацией новейших приемов письма, - знак расцвета символизма в живописи.

«Все в прошлом»Внизу: Необыкновенно популярную в свое время картину «Все в прошлом» В. Максимов написал в 1889 году.







Пруд в парке. Ольшанка (В.Д. Поленов)

1

Аббатство


Главная > О творчестве > Дворянские гнезда

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.