Историческая живопись
По окончании Академии художеств Поленов видел себя историческим живописцем и поначалу много рабоmал в этом направлении. В Париже он nanucaл две известные картины - «Право господина», 1874 ( внизу ) и «Арест гугенотки», 1875 ( вверху ). Первую из них, темой для которой стало пресловутое «право первой ночи», художник даже выставил в парижском Ссьюне; она была одобрена И. Крамским и П. Чистяковым. Вторую работу он создал по заказу цесаревича Александра (будущего императора Александра III) - темой для нее послужила судьба второй жены лидера гугенотов адмирала де Кагиньи, графини д'Этремон. В этих произведениях Поленова явно ощущается влияние французской салонной живописи и П. Делароша,внешне правдоподобные исторические полотна которого описывались сентиментальными трактовками. Уже увлекшись пейзажем во время своей поездки в Нормандию, Поленов - словно по инерции - продолжал работу над новыми историческими картинами. Среди них: «Восстание Нидерландов», «Александрийская шкала неоплатоников» и др. Ни одна из них не была завершена