пейзажно-бытовой жанр
Возвращаясь в Россию в конце 1870-х, Поленов написал родным: «Пользу, однако, она мне принесла во многих отношениях... Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа, животных, nature morte, и так далее и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному бытовому жанру, которым я и займусь». И действительно, после того, как Василий Дмитриевич вернулся на родину и поселился в Москве, он создал несколько превосходных работ в пейзажном бытовом жанре – «Московский дворик» 1878 г., «Бабушкин сад» 1878 г., «Заросший пруд» 1879 г., «Русская деревня» 1889 г., «Старя мельница» 1880 г. и др.
Работы, выполненные в атмосферном духе с обилием света и воздуха, как нельзя лучше отражают русский дух, наполненный лирическими образами. Возможно желание творить в этом жанре было вызвано ностальгией по родине и вернувшись Поленов реализовал свой талант в новом витке развития своего творчества, став по достоинству классиком пейзажно-бытового жанра.
Но выбранный им дальнейший путь пейзажного бытового жанра отнюдь не был усыпан розами. После возвращения на родину не все творческие намерения художника воплотились в жизнь. И связано это было в первую очередь с передвижнической традицией.Воскрешение дочери Иаира (Поленов В.Д.) | Пруд в Абрамцеве. 1883 | На лодке. Абрамцево. 1880 |