Восток
Именно
задумка Поленова о создании картины «Христос и грешница», которая позже дала
старт всему евангельскому циклу Поленова,
ознаменовала появление другого, восточного цикла. В 1881 году прощается
с жизнь сестра Поленова В. Д. Хрущова, которая являлась для пейзажиста один из
самых близких людей. Сестра, лежа на смертном одре, взяла с Поленова обещание
всерьез взяться за написание картины «Христос и грешница», о котором они не раз
вели разговоры. Написание пейзажей не считалось в семействе Поленовых серьезным
делом, родных молодого художника можно было отнести к консерваторам. Поленову
был необходим материал, именно по этой причине вместе с искусствоведом А.
Праховым и князем С. Лазаревым Поленов отправляется в путешествие. В те времена
Поленову удалось отправиться в Турцию, Египет, Сирию, Палестину и Грецию,
поездка продлилась аж до весны 1882 года. Краски Востока, которые постоянно
мелькали перед глазами, а также типажи, яркие контрасты поражали художника до
глубины души. Именно в такие моменты Поленов работал без устали. В этот период
появился на свет «восточный цикл» этюдов, которые были выставлены на выставке 1885
года. Третьяков, владелец галереи, тут же приобрел большинство из них. Все
вокруг только и говорили о новом слове, которые внес Поленов в живопись. И.
Остроухов вспоминал, что впечатление от этюдов было велико, «Это было нечто,
полное искреннего увлечения красочною красотою ив тоже время разрешавшее
красочные задачи совершенно новым для русского художника и необычным путем». Вы
можете увидеть два этюда из этой серии Поленова
«Олива в Гефсиманском саду», 1882
(внизу) и «Константинополь. Золотой рог», 1882 (вверху).