Василий Поленов
 
 
   

Воссоздаем работу

«Пруд в парке. Ольшанка»

Поленов был рожден в хорошей семье, по этой причине он с детства был ознакомлен с «дворянскими гнездами» XIX века. Поленов долго с радостью вспоминал о поездке в Ольшанку  Тамбовской губернии, в имение своей бабушки по матери В. Н. Воейковой. Мать юного Поленова по происхождению была знаменитой дочкой архитектора екатерининского времени Н. Львова. Дед Поленова был не только архитектором, а также и художником, и музыкантом, и поэтом. Он принимал активное участие в жизни и формировании дворянской культуры России. В. Н. Львова, которая осталась сиротой в раннем возрасте, была на воспитании в доме Г Державина, где ей привили интерес к русской истории. Она отлично разбиралась в русском фольклоре, благодаря своему отцу, собирателю русских народных песен. У нее сохранилось огромное количество знаний, которыми она могла поделиться со своими внуками, при этом обучая их игре. Поленов очень любил ее.

Именно в этом месте Поленов совершает свою первую попытку приступить к созданию лирического образа. В 1877 году была написана картина «Пруд в парке. Ольшанка», которая принесла ему настоящую славу накануне переезда в Москву. На картине можно было наблюдать полное отображение всего происходящего – здесь был и парк, и зелень, а также барский дом на заднем плане. Поленов оживил пейзаж людьми, при этом сопоставя творение рук людей и природы.


Картину «Бабушкин сад» он решил построить по-иному, на нескольких содержательных уровнях — философская мысль, многократно отражаясь в подобной структуре, зазвучала мощным эхом. Один из упомянутых планов — бабушка и внучка на садовой дорожке.

Их и решил воспроизвести наш художник. Фрагмент привлек его, прежде всего, своими цветовыми контрастами.

Вверху: Пейзаж «Пруд в парке. Ольшанка» (1877) - первая попытка Поленова поработать в жанре лирического пейзажа.


221. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ НАБРОСОК
Первым делом наш художник выполнил набросок углем, обозначив при этом светлые и темные участки выбранного для воспроизведения фрагмента. Темные участки (складки одежды и пр.) были выделены более активно, чем того требует карандашный набросок, - в целях облегчения будущего разделения цвета по областям для каждого элемента.







82. СОЗДАНИЕ ФОНА
На этой стадии наш художник закрасил фон - вновь обозначая наиболее темные и наиболее светлые участки, но на этот раз уже с использованием цвета. Основной тон составлен из белил и жженой сиены с добавлением перманента зеленого светлого. Нюанс: полное смешивание красок происходило не на палитре, а на самом холсте - посредством нанесения мелких мазков. Для создания зелени фона были взяты перманент зеленый светлый и сиена, с добавлением на освещенных участках (дорожка, трава) кадмия желтого светлого.





33. ФИГУРЫ ГЕРОИНЬ
Платье девушки было написано белилами с добавлением кадмия красного светлого (и кобальта фиолетового в тенях от складок), чепец бабушки и книга в руках ее спутницы - белилами с кобальтом синим и сиеной; открытые участки тела - смесью кадмия красного светлого с охрой и неаполитанской желтой краской. Бабушкино лицо наш художник напоследок приглушил умброй.







44. ПОСЛЕДНИЕ ШТРИХИ
Далее наш художник усилил световые участки, чтобы солнечные блики выглядели более естественно. Волосы девушки, дорожка и освещенные участки травы были «уточнены» белилами и кадмием желтым светлым; ее платье - белилами и кадмием красным светлым; чепец бабушки - белилами и синим кобальтом; плечи и складки накидки - белилами и жженой сиеной. Отделку платья девушки (черная лента) наш художник написал тиоиндиго черной. Наконец, в финале работы он контурно, цветами основного тона, выполнил подробную детализацию фрагмента (надпись на книге и т. п.).



Главная > О творчестве > Воссоздаем работу

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.