Мастерство
(по отношению к работе или занятию)
1) Качества, требуемые специфической работой с определенной точки зрения: объема и технической сложности задач; уровня свободы действий; контроля над тем, как выполняется работа; времени, необходимого для ее изучения; уровня знания и опыта. Ремесло, профессиональная выучка. Умение, владение профессией, трудовыми навыками.
Пример: Слесарное мастерство. Филипп Корчагин - питерщик, по мастерству печник. (Н.А. Некрасов)
Если рассматривать данное понятие по отношению к человеку, то это способности, приобретенные человеком в ходе образования и практической деятельности. Они включают один или более из нижеперечисленных пунктов: когнитивные способности (к абстрактному мышлению, концентрации), ловкость рук, знание и межличностные способности (к общению, сотрудничеству, сопереживанию другим, лидерству).
2) Исключительное уменье, высокое искусство в какой-нибудь области.
Пример: "Люди Красной Армии показывают образцы самоотверженности, героизма, военного мастерства." (Ворошилов). Роман написан с большим мастерством. Педагогическое мастерство.
3) (в искусстве)
Высокая степень овладения художественно-выразительными средствами и техническим мастерством в одном или нескольких видах искусства. Чтобы достичь подлинного мастерства нужно иметь специальное образование и упорно вырабатывать профессиональные навыки. Совершенствование мастерства продолжается весь творческий период жизни художника.
Мастерство — неоднозначное понятие, причем часто смешиваются разные ценности. Теоретические подходы к изменениям уровня мастерства решающим образом зависят от способа определения термина. Например, теории деквалификации часто используют "объективное" или техническое определение. Ведь аргументы в пользу повышения мастерства определяют его с точки зрения формальных или официальных классификаций. В социологии чаще всего применяется первый смысл, то есть объективные требования к работе. Исторический пример ремесленных рабочих — эталонный тест для анализа изменяющихся уровней мастерства. Второй смысл — качества, которые человек привносит в работу, — происходит от индустриальной психологии, но также дает объяснение товарности и заменимости специалистов на рынке труда.
Приобретенный опыт может отчасти зависеть от естественных способностей, хотя социологи в целом доказывают, что большинство видов усваивается. Обсуждение изменений в характере и уровне данного понятия включало акт повышения и снижения высокоспециализированного мастерства, а также заменяемых его видов, которые более неопределенны и менее специфичны и поэтому могут оцениваться большой оплатой и обладать высоким статусом.
Понятие мастерства, "заключенного в человеке", также важно в анализе подразумеваемого мастерства. Оно часто относится к неосознанным и привычным видам знаний, усваиваемых на рабочем месте посредством высокой осведомленности и трудовой практики. Это часто специфично и не признано в формальном рабочем статусе, но, тем не менее крайне необходимо предпринимателям для повседневного функционирования производства или предоставления услуг. Определение мастерства с точки зрения социальной конструкции привлекает внимание к тому моменту, что приведенные выше определения могут не соответствовать реалиям. Некоторые типы работы предполагают высокий уровень мастерства в техническом или объективном смысле, но низко оплачиваются на рынке труда.
Наиболее известный пример тому — женский труд. Наоборот, работа может давать высокую оплату и статус по причине профсоюзных переговоров или стратегии "разделяй и властвуй", проводимой предпринимателями в отношении рабочей силы. Тогда котировки работ имеют мало сходства с фактическими различиями в мастерстве. Подобным же образом обилие "полуквалифицированных" видов труда относится к рабочим местам, которые не требуют обучения. Отсюда наблюдение о том, что "большинство рабочих демонстрирует более высокое мастерство, чтобы добиться работы, чем им необходимо для выполнения их задач".
Сапожное мастерство.
|
Книга "Бисер - уроки мастерства". Людмила Божко.
|
Книга "Секреты иконописного мастерства"
|