Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Филигрань


(по-итальянски filigrana, от латинских слов filum — нитка и granum — зерно, так же называют сканью)

Жар-птица (филигрань)Один из типичных способов художественной обработки металла. Эта техника, зародившаяся в глубокой древности, почти не изменилась и в настоящее время. Скрученный из двух или нескольких серебряных, золотых или медных проволочек жгутик называется филигранью, или сканью. Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, укрепленной в тисках или на волочильном станке. Пропущенная через вальцы проволока становится плоской, в виде ленточки.

Предварительный рисунок выполняется на бумаге, по нему выкладывается контур будущего узора. После собранные таким образом детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор. В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму. Филигрань дополняется зернью — мелкими металлическими шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие.  Подобная техника создаёт бесконечное множество вариантов соединения филиграни с зернью, создания прекрасных геометрических и растительных орнаментов, сочетания с камнями и гладкими металлами.

В Киевской Руси техника скани стала использоваться с IX—X веков. В то время витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия XII—XIII веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с XIII века — ажурной и рельефной филиграни, в производстве стали использоваться камни. В начале XIV века мастера стали обогащать филигранный орнамент цветной мастикой, а в XV и XVI веках мастику заменила яркая многоцветная эмаль. Скань и эмаль стали неразлучными спутниками и использовались для изготовления изделий и украшений для быта. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость. Самыми известными филигранщиками в то время были Иван Фомин и Амвросий.

Икона Божией Матери (М.А. Рожкова, скань и эмаль)В XVIII—XIX веках изделия с филигранью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр. С XIX века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности.

В годы советской власти филигрань широко применялась в художественной промышленности (изделия Красносельского ювелирного завода в Костромской области, Мстёрской художественной фабрики «Ювелир» (с 1937 года) во Владимирской области, Ереванского ювелирного завода и многих других). Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и т.п.

Известный современный художник-ювелир Юлия Маланчук, продолжая традиции древних мастеров, включает древние техники — ювелирную филигрань и зернь в модные высокохудожественные ювелирные изделия и украшения. Созданная ею с высоким мастерством копия Шапки Мономаха для фильма Сергея Бондарчука «Борис Годунов» как драгоценность хранится в музее Мосфильма.

В настоящее время филигранью украшают праздничную посуду, шкатулки, множество разнообразных вещей. Выделяют кованую филигрань, которая используется для изготовления браслетов и колец из толстых проволок веретенообразной формы.

Гарнитур Кораллы (Ю. Маланчук)
Гарнитур Кораллы.
Ю. Маланчук.

Выставка Ю. Маланчук (филигрань)
Выставка Ю. Маланчук. Филигрань.

Шапка Мономаха (Ю. Маланчук)
Шапка Мономаха.
Ю. Маланчук.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.