Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Бассано Якопо


(от итальянского Jacopo da Ponte, Jacopo Bassano; около 1510 г. — 13 февраля 1592 г.)

Казнь Иоанна Крестителя (1550 г.) Крупнейший представитель семьи итальянских живописцев эпохи Возрождения, примыкавших к венецианской школе. В творчестве Бассано Якопо воздействия маньеризма сочетались с демократической тенденцией; в свои религиозные полотна он вводил сцены крестьянского быта, изображения животных, дома, пейзажи, натюрморт. Насыщая композиции динамичными ритмами, прибегая к эффектам вечернего и ночного освещения, Бассано Якопо придавал своим образам драматическую окраску. В Венеции и других городах Бассано работал со своими четырьмя сыновьями, которые также разделили его стиль.

Биография.

Якопо да Понте, прозванный Бассано по месту своего рождения, появился на свет приблизительно в 1510 году. В некоторых источниках, впрочем, говорится, что он родился в 1517 или 1518 году, однако первая дата представляется более правдоподобной, поскольку существуют сведения о картине Якопо Бассано датированной 1531 годом.

Семья, где возрастал Якопо да Понте, была, вероятно, одной из самых оригинальных во всем городе. Его отец, Франческо да Понте (дата его рождения неизвестна, а умер он, по всей видимости, в 1540 году), был, как свидетельствует Карло Ридольфи, весьма образованным для своего времени человеком. Он увлекался изящной словесностью, философией и (ну куда же без этого в начале XVI века) алхимией. Надо полагать, что он постарался передать сыну большинство своих знаний, ибо та легкость, с которой Якопо да Понте сочинял сюжеты для своих полотен, свидетельствует о его близком знакомстве с литературой. Первые уроки живописи он также получил от отца.

Строительство Ноева ковчега (вторая пол. 16 в.)Неизвестно, с какого момента он начал помогать отцу в его трудах. Исследователи полагают, что к совместным работам Франческо и Якопо да Понте следует отнести некоторые полотна, созданные около 1530 года и хранящиеся ныне в Городском музее в Бассано. Бок о бок с отцом наш герой проработал приблизительно пять лет. В 1535 году мы обнаруживаем его уже в Венеции, в мастерской Бонифацио Веронезе.

Творчество.

Три полотна на библейские сюжеты (1535 год), исполненные для Палаццо Публике в Бассано, представляют собой синтез различных влияний: повествовательные схемы, заимствованные у Бонифацио, сочетаются с новым натурализмом.

Венецианская маньеристическая живопись, достигшая своего апогея около 1540 года, открыла для Бассано новые возможности; каждая его картина уже сама по себе приобретает экспериментальную ценность. В 1540-1550-е годы Бассано создает одно за другим очень разные произведения: "Мученичество св. Екатерины", напоминающее Понтормо; "Казнь Иоанна Крестителя", где удлиненные и тонкие фигуры искусно втиснуты в узкое пространство; "Шествие на Голгофу", навеянное немецкими гравюрами; "Рождество Христово", "Отдых на пути в Египет", где присущий маньеризму ритм позволяет выявить фрагменты, наделенные неистовой жизненной правдой. Его палитра высветляется, тона теряют прежнюю теплоту.

Тайная вечеря (около 1550 года)В 1550-1560 годы опыт предшествующего десятилетия решительно трансформируют вкусы Бассано. В "Тайной вечере" (около 1550 г.), стремительный рисунок и резкие тени выделяют головы апостолов и натюрморт на столе. Это произведение, знаменующее конец целого периода в творчестве Бассано, свидетельствует о знакомстве мастера с кьяроскуро Тинторетто и искусством Скьявоне ("Шествие на Голгофу"). По-прежнему сильно ощущается напряжение формы, а в разряженном и опрокинутом пространстве видны реалистично трактованные фрагменты, в чем-то сходные с реализмом испанских живописцев XVII в.

В 1550-е Бассано наделяет эти тени реальной значимостью - рассветы и закаты превращают его композиции в настоящие пейзажи. В этот период картины художника излучают особое сияние; холодный колорит достигается обильным применением грунтов. Это сияние придает работам художника лирическую и фантастическую выразительность, основополагающую для маньеризма.

Две гончих (Бассано Якопо)Новые вкусы Бассано особенно проявились в его картинах на библейские сюжеты: в сценах Исхода и в притчах, изображенных на фоне утренней зари или в вечерних сумерках, в пасторальном пейзаже. С конца 1560-х Бассано продолжает развивать этот жанр, хотя и совсем по-другому.

"Поклонение пастухов" (1568 год) знаменует собой новый период в творчестве художника, связанный с несколькими большими алтарными картинами. Избавившись от вымыслов и фантазий прежних лет, Бассано оказывается во власти лирики света и магии мазка - живописи одновременно естественной и сочиненной. Буколические, пасторальные мотивы вновь проступают в картинах, иллюстрирующих различные библейские и евангельские сюжеты, представленные на фоне дворцов или в сельском пейзаже, часто ночью, когда большое значение придается освещению - пламя, свечи, пылающие угли. В серии аллегорических изображений месяцев и времен года художник воссоздает сельскую жизнь с ее полевыми и домашними работами.

Всю свою жизнь Бассано прожил в родном городе, работая для городских и окрестных церквей, вдали от Венеции, где торжествовало искусство Веронезе и Тинторетто. Тем не менее он признан одним из новаторов венецианского маньеризма и занимает в истории живописи XVI в. совершенно особое место. Его искусство колеблется между двумя направлениями: первое тяготеет к стихии вымысла, фантазии и воображения (что будет подхвачено Эль Греко), второе - к натурализму и световым эффектам (в этом смысле можно сравнить картины Бассано с произведениями Веласкеса и импрессионистов).

Благовещение пастухам (1565-1568 годы)
Благовещение пастухам.
1565-1568 годы.

Поклонение волхвов (1560-е годы)
Поклонение волхвов.
1560-е годы.

Отдых на пути в Египет (1540-е годы)
Отдых на пути в Египет.
1540-е годы.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.