Больная
(1886) 135x187 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Картина (другое ее название - «Элегия») рождалась долго ~ на протяжении 13 лет. Самый ранний эскиз датируется 1873 годом. Во время своей пенсионерской поездки Поленов познакомился с русской студенткой Е. Богуславской, учившейся за границей, к тому времени уже безнадежно больной. Образ угасающей молодой девушки, поразивший художника, вызвал к жизни упомянутый эскиз. Потом пришло время иных увлечений, и лишь в 1881 году Поленов, потрясенный смертью своей любимой сестры, В. Д. Хрущовой, вернулся к старому замыслу. Смерти тогда будто громоздились вокруг него ~ умерла Маруся Оболенская, душа абрамцевского кружка, в которую Поленов был влюблен; в 1886 году умер nepвенец художника. Именно в 1886 году Поленов и закончил полотно, еще раз тронув его кистью перед отправкой на передвижную выставку. Около того времени в одном из писем он задал несколько кричащих вопросов, характеризующих его тогдашнее состояние: «Странные эти законы природы, - писал он, - сдергают они что-то такое живое, прелестное, радостное и так беспощадно сами же его уничтожат. К чему все это? Качу они так необходимы, эти страдания?» Это - лейтмотив картины, особняком стоящей в творчестве Поленова, -после этого жанровых картин на современные сюжеты он не писал.
Поэма о смерти
Тьма, наплывающая со всех сторон и символизирующая смерть,
почти навязчива — она поглощает все живое, втягивая в себя, подобно воронке, лежащую девушку.
В ранних эскизах героиня была придвинута к зрителю.
В окончательном варианте Поленов нашел композиционно безошибочный ход, чтобы подчеркнуть безнадежное состояние девушки, — он переместил ее в глубь пространства, скрыв лицо в тени и уточнив лишь его печальное выражение.
Предметы на столике (графин с водой, лампа под абажуром, стакан, книги) противостоят темноте, это образ живой жизни — живой несмотря ни на что.
Этот натюрморт обозначает цветовой центр колористической композиции.
Рука больной, лишенная сил, безвольно упала на одеяло — эта деталь еще более проявляет мелодию не избывной грусти, пронизывающую эту работу.