Моделировка
(от итальянского modellare - лепить)
Воспроизведение объемно-пластических и пространственных свойств предметов в произведении искусства при помощи светотеневых и цветовых градаций, контрастов, оптических свойств теплых и холодных тонов, лепки мазками. Классический прием передачи на плоскости трехмерного объема предмета.
В живописи и рисунке иллюзия выпуклости достигается штриховкой или градацией тонов, передающих различные валёры тени и света, распределяющиеся по поверхности предмета. Переход от темных к более светлым тонам проходит через зоны холодных полутонов, более или менее тонкие нюансы которых стараются уловить разницу в освещении. Моделировка формы осуществляется с таким расчетом, чтобы передать объем и материал каждого предмета цветовыми оттенками, возникшими в результате влияния общего освещения и окружения.
Работая над натюрмортами при разных пленэрных условиях, можно углубить понимание таких специфических особенностей пейзажной живописи на пленэре, как сильное контрастное или рассеянное освещение, влияние среды, рефлексов неба и многое другое. Если с помощью моделировки удается создать иллюзию того, что фигура как бы "вращается в пространстве", то выражения, в которых описывается такая живопись, приближаются к терминам скульптуры, а сама она достигает эффекта рельефа.
Примером передачи характерного состояния колорита в пасмурный день может служить натюрмортная часть картины А.А. Пластова «Жатва». В картине действие происходит в полдень под затянутым облаками небом. Серый, серебристый тон неба сообщает цвет всей картины. Свет и тени на предметах натюрморта мало отличаются друг от друга. Все вместе создает тонкую, гармоничную живопись, передающую состояние дня. Пример живописи натюрморта в условиях вечернего освещения можно увидеть в другой картине художника «Ужин трактористов» Освещенные части предметов окрашены красновато-оранжевым цветом, тени плотные, холодного цвета. В картине создана напряженная гамма цветов, где все предметы выглядят материально весомыми.
С XIV в. проблема передачи объемности становится все более важной и развивается параллельно с исследованиями перспективы, постепенно заменяя старый метод трактовки пространства с помощью плоскостей, когда подчеркнутый или тонкий контур ограничивал формы, лишь намечая их объемы.
В творчестве каждого отдельного художника моделировка выражается и интерпретируется по-разному - она становится то округлой и непрерывной, то искривленной и рыхлой; когда объемность выходит за собственные границы и, поглощая полутона, достигает светотени, построенной на сильных контрастах, тогда фигура или предмет подчиняются основным правилам резкого света и тени (Караваджо).
В конце XIX в., с появлением импрессионизма, моделировка оказывается почти в полном забвении и заменяется игрой модуляций цветовых пятен, которая подразумевает объемность и глубину, свойственные живописи. Сама живопись отныне избавляется от заботы о подражании и о сближении со скульптурой.
Основные композиционные модели:
- Предметно-пространственная модель. Представляет предмет объективно с его характеристиками:
- вес;
- соразмерность;
- пропорциональность;
- тема;
- сюжетность.
Предметно-пространственные связи иллюзорны, случайны. Пространство метрично, используется прямая перспектива. Изображение аконструктивно. Форма активностью не обладает, изображает действительность, обладает такими же свойствами, как иллюзорность, литературность. Изображение чаще всего иллюстративного характера. Предметно-пространственной модели свойственна, прежде всего, реалистичность. Такое изображение требует рамы. Предметно-пространственная модель характерна для реализма и, в меньшей степени, для классицизма.
- Объемно-пространственная модель. В ней происходит усиление формы относительно предметно-пространственной модели. Происходит активизация пространственного слоя в сторону его уплощения. Изображение конструктивное, организованное. Предметно-пространственные связи определяются светотенью. Цвет условный. Пространство картины метрично, стремится к конструктивности, пространственный слой сужается за счет синтетических связей. Картина требует рамы. Объемно-пространственная модель характерна для раннего возрождения, голландских натюрмортов и т.д.
- Воздушно-пространственная модель. Предметно-пространственные связи ограничиваются цветом, светом и пространством и организуют световоздушную среду. Предметный цвет исчезает. Пространство метрично, неконструктивно. Связи предметов случайны. Форма активизируется оптическими свойствами цвета и света. Предметность и материальность исчезает. Пространство иллюзорно, действует через цвет и свет. Каждая форма этой модели, активизируясь, становится самотождественной. Картина требует рамы.
- Цвето-пластическая модель. Предметно-пространственные связи осуществляются цветом. Изображение конструктивно. Пространство – цветовое. Форма активизируется через окрашивание пространственных слоев цветом. Такой модели свойственна декоративность, активность контура формы и не собственные свойства цвета. Метричность пространства сохраняется. Картина требует рамы.
- Структурная модель. Предметно-пространственные связи превращены в конструктивные. Пространство концептуально, двухмерно или приближено к двухмерному, конструктивно, архитектонично. Вес композиции определяется фактурами и поверхностью. Форма активизируется до идеализации (крайности формы). Цель такой активизации – создание структуры в крайнем ее проявлении.
Поэтапная моделировка формы шара.
|
Предметно- пространственная модель. Св. Каталина. Ф.Я. де ла Алмедина. 1510 г.
|
Восковая моделировка для литья.
|