Валер, Валёр
(от французского valeur, буквально - ценность)
Термин в живописи и графике, связанный со светосилой и выражающий (во взаимосвязи с другими оттенками) определенное соотношение света и тени в пределах одного цвета, тонкое различие одного цвета по светлоте, его интенсивность. Систематическое применение валёрных градаций является одним из средств, позволяющих передавать предметы в их взаимоотношении со световоздушной средой, достигать особой глубины и богатства колорита, тонкости цветовых отношений и переходов.
Валеры достигаются техникой лессировки. Они позволяют добиваться богатых цветовых отношений, тончайших нюансов и неуловимых переходов цвета, поэтому у художников существует выражение по отношению к такой живописи «писать валерами». Мастерски использовали живопись валерами для передачи взаимосвязи фигур, предметов со светом и воздухом такие художники, как Д. Веласкес, Я. Вермеер, К. Коро, Ж.-Б. Шарден, В. Суриков, И.И. Левитан.
В живописи можно достичь одного и того же валёра любого тона. Для каждого тона существует шкала валёров, которая используется при градации от темного до светлого. С помощью валёров художник подчеркивает объемы предметов или создает иллюзию пространства. В первом случае свет передается через осветление цвета, а тени - через затемнение. Валеры постепенно преобразовывались в полную светотень и к XVII в. окончательно заменили собой линии контуров, разграничивая поверхности и формы (Караваджо и тенебристы).
Вне традиционной светотени распределение больших светлых и темных масс было характерно для XIX в. (импрессионизм) и XX в. (Матисс). Во втором случае, то есть для того, чтобы создать на картинной плоскости иллюзию уходящего в глубину пространства, художники - начиная с XV в., в частности, Леонардо да Винчи - прибегли к градации света и цвета в зависимости от расположения предметов в пространстве: по мере удаления предметов, их освещенность уменьшается, а цвет теряет яркость до голубого. Это уменьшение интенсивности тонов варьируется в зависимости от расстояния и расположения источника света и зависит от воздушной перспективы.
Чтобы создать иллюзию глубины, живописцы помещают в свои картины своего рода экраны, или зоны, с чередованием светлых и темных тонов (пейзажи Патинира). В зависимости от эпохи распределение валёров было разное. «Вместе тень и свет не должны превышать одной трети поверхности картины, две трети должны занимать полутона», - советовал Рубенс. Изменилась и техника. Нидерландские живописцы XV в. делали наброски своих картин монохромной клеевой краской или темперой; светлый грунт просвечивал сквозь тонкий красочный слой в тех местах, которые должны быть освещенными. Темные зоны, наоборот, покрывались краской так, чтобы грунт не просвечивал. Каждый тон готовился заранее; этому методу следовал еще Рубенс. Применение этого метода в Италии в позднем средневековье описано в трактате Ченнино Ченнини.
К концу XVI в. белый грунт часто покрывался коричневым или красным слоем, поверх которого с помощью пастозного наложения белого наносились светлые валёры (Тинторетто, Тициан), а темные валёры выполнялись лессировкой. Этот метод с некоторыми вариациями использовался вплоть до XIX в. - так работал еще Коро.
Портрет придворного шута. Д. Веласкес.
|
Сваха. Ян Вермеер. 1656 г.
|
Прачка. Ж.-Б. Шарден. 1730-е г.
|