Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Штрих


(по-немецки Strich — линия, черта, зарубка, от латинского strictus — узкий, сжатый)

Первые штрихи 1) Линия или черта, которая наносится одним движением руки. Штрих – одно из основных изобразительных средств в большинстве разновидностей графики, а также в отдельных видах живописи – преимущественно декоративной и монументальной, а также в искусстве орнамента. При его помощи передаются контуры и форма предметов и  фигур. 

Штриходин из основных элементов рисунка. Он представляет собой короткую линию, выполненную одним движением руки. В зависимости от направления линий, штрихи могут быть прямыми, наклонными, перекрестными и т.д. Различия в толщине, длине, динамике штрихов играют большую роль в формировании выразительных особенностей рисунка. Приём работы штрихом называется штриховкой или штрихованием. Штрихи помогают создавать эффекты света и тени.

При использовании мягких материалов (карандаша, угля, сангины, соуса, пастели) структура штриха может уничтожаться. Такой приём называется тушеванием. С помощью тушёвки создаются мягкие, плавные тональные градации, происходит растирание мягких рисовальных материалов на бумаге.

Наиболее чёток и ясен штрих в перовой технике. В любой изобразительной технике есть какая-то неписаная закономерность масштабов всех элементов техники. Например, мазок соразмерен формату картины. Масштабы элементов декорации, панно, мозаики определяются расстоянием, с которого они смотрятся, освещенностью архитектурного окружения. В рисунке пером тоже необходимы определенные соотношения между линиями, просветами и общим размером рисунка, но не в ущерб, конечно, индивидуальности почерка.

Венеция (Н.А. Соколов)Линии, штрихи, белые и чёрные пятна не только подчиняются воле художника, но и предъявляют ему некоторые свои требования. Элементы рисовальной техники пером не должны выпячиваться на показ художником, но и не должны быть незаметными. Такое равновесие необходимо. Один художник поймет это умом, другой — почувствует.

Всё сказанное отнюдь не исключает рисования мелким бисерным штрихом. Однако прибегать к нему следует лишь в исключительных случаях, при этом никогда нельзя забывать о необходимой чёткости штриха и доступности его для воспроизведения.

В тоновом рисунке толщина и характер штрихов могут быть различными в зависимости от выявления той или иной поверхности предмета. Характер штрихов зависит от силы нажима на карандаш. Штрихи являются относительно короткими линиями. Накапливаясь в одних местах больше, в других меньше, они создают различный тон на рисунках. Различное насыщение частей рисунка штрихами даёт возможность выявить объем и форму изображаемого предмета.

При проведении на небольшом расстоянии друг от друга ряда параллельных и пересекающихся штрихов получается штриховое пятно, зрительно воспринимаемое более или менее тёмным, т.е. имеющим какой-то тон. Штриховое пятно в зависимости от характера выявляемой формы может иметь постепенные переходы от светлого к тёмному и соответственно в различных местах иметь разной силы тон. Поэтому, в рисунке нанесение штрихов — это средство передачи светотени и тональных отношений.

Усиление тона достигается путём многократного покрытия штрихами поверхности бумаги в разных направлениях, а также изменением нажима карандаша.

Характер нанесения штрихов следует согласовывать с формой предмета. Это не только поможет более успешному выявлению формы на рисунке, но будет способствовать подчеркиванию конструкции предмета. Принято говорить, что штрихи нужно «класть по форме». Это значит, что в иллюзорно-пространственном понимании рисунка и выявлении формы предмета штрих должен «принадлежать его поверхности». Всякий штрих случайного направления выглядит на рисунке инородным, мешающим изображению формы.

Набросок из серии Каспийских зарисовок (Н.Н. Купреянов)Для изображения плоских поверхностей лучше подходят прямолинейные штрихи, для изображения кривых поверхностей — криволинейные. При выборе штрихов учитывают относительное расположение предметов в глубине изображаемого пространства.

В изобразительном искусстве применяется также и штриховка - определённая техника нанесения штриха, при которой все штрихи становятся одним сплошным тоновым пятном. С помощью штриховки выражаются светотеневые градации, достигается эффект объёмности формы. Нужно избегать увлечения излишне жёсткой и редкой пересекающейся под большим углом, штриховки, которая дает неприятный «проволочно-сетчатый» характер рисунка, разрушающий поверхность изображенных предметов.

2) В музыке — способ извлечения звука на музыкальных инструментах (легато, стаккато, на смычковых инструментах также спикатто и т.д.). Придает звучанию различный характер и окраску. Обусловлен содержанием произведения, исполнительским замыслом и фразировкой.

Фауст (Рембрант)
Фауст.
Рембрант.

Шар и куб (рисунок штрихом)
Шар и куб.
Рисунок штрихом.

Жалость (Винсент Ван Гог)
Жалость.
Винсент Ван Гог.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.