Формализм
(по-французски formalisme, от латинского formalis — относящий к форме)
1) В общем смысле — предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности. Проявляется в безукоснительном следовании правилам этикета, ритуала даже в тех случаях, когда жизненная ситуация делает это бессмысленным, в преклонении перед буквой закона при пренебрежении к его духу, в искусстве — в признании "чистой" формы единственно ценным художественным элементом, и т.п.
2) В истории искусства формализм — концепция, согласно которой художественная ценность произведения искусства всецело зависит от его формы, то есть от способа изготовления, наблюдаемых аспектов и среды, в которой оно помещено. В изобразительном искусстве формализм делает акцент на элементах композиции, таких как цвет, линия, изгибы, текстура, в то время как реализм подчеркивает контекст и содержание. Одним из принципов формализма является сосредоточение всего необходимого для произведения в нем самом и абстрагирование от какого бы то ни было контекста, в том числе от причин создания данного произведения, исторического контекста, обстоятельств жизни создателя и т.д.
Формализм возникал тогда, когда общественные условия порождали у какой-либо социальной группы психологическую установку на противопоставление искусства жизни, практической деятельности, реальным интересам людей. Формалистические тенденции обнаруживаются, например, в академизме XIX в., однако с наибольшей последовательностью формализм раскрылся в искусстве XX в., в таких его течениях, как кубизм, кубофутуризм, дадаизм, леттризм, абстрактное искусство, «поп-арт» и «оп-арт», «антитеатр» и «театр абсурда», оказываясь одним из проявлений кризиса буржуазного сознания.
Для всех этих течений, несмотря на те или иные отличия, характерны общие черты: противопоставление искусства и действительности, отрыв художественной формы от идейного содержания, провозглашение автономности примата формы в произведениях искусства. Формализм исходит из ложного тезиса о «практической незаинтересованности» художественной деятельности и ее неподвластности контролю разума, из идеалистического понимания эстетического наслаждения, которое якобы свободно от общественных идей, от существенных жизненных интересов, от эстетического и социального идеала и поэтому целиком зависит от «игры чистых форм».
Именно в это время предпринимаются многочисленные попытки теоретического обоснования формализма (неокантианская эстетика, концепции К. Фидлера (Германия), Э. Ганслика (Австрия), Р. Фрая, Г. Рида (Великобритания)), в которых искусство трактуется как «игра формы», как способ созидания «чистых» эстетических ценностей, освобожденных от связи с нравственным, политическим, жизненно практическим содержанием.
Хотя в тех или иных течениях формализма выражен протест против уродства капиталистического общества, практика формализма, как правило, показывает зависимость содержания большинства его произведений от буржуазной и мелкобуржуазной идеологии или полный отказ от передачи какого-либо содержания (беспредметное искусство — абстракционизм, ташизм, и т.п.). Отрыв формы искусства от содержания неминуемо ведет к ее разрушению, хотя это и выдается за некое «формотворчество». Формализм отражает кризис буржуазной культуры и искусства в эпоху империализма, а в крайних своих формах (современный «поп-арт», «оп-арт» и т.д.) враждебен природе искусства вообще.
3) Направление в математике, пытающееся получить решение проблем основания математики при помощи формально-аксиоматических построений. Формализм возник в начале XX в. (немецкий математик Гильберт и его сотрудники В. Аккерман, П. Бернайс, Дж. Нейман). Выход из кризиса оснований математики Гильберт, в противоположность интуиционизму, ищет в строго разработанном формализованном аксиоматическом методе.
4) В религии, искусстве, в жизни — приверженность или строгое следование предписаниям или вытекающим из обычаев формам поведения, общения, деятельности.
5) В этике — принцип, лежащий в основе этических теорий, в которых формально-логические моменты исследования так или иначе превалируют над анализом содержания и социальной природы морали. Это, например, характерно для этики Канта, который считал, что из некоего безусловного положения (категорического императива), имеющего абстрактно-формальный характер, можно вывести все содержательные моральные принципы и решения применительно к различным социальным условиям и жизненным ситуациям. В действительности же формула этого императива (поступай так, чтобы правило твоего поведения могло быть вместе с тем законом для всех людей) может иметь лишь методологический смысл, как критерий отнесения какой-либо позиции к собственно морали, ибо каждая достаточно последовательная система нравственности подчиняется такому требованию всеобщности.
Сказка. Х. Хофман.
|
Элегия памяти Испанской республики №154. Р. Мазервел.
|
Англичанин в Москве. К.С. Малевич. 1914 г.
|