Мавританское искусство
(от латинского Mauretania от mauri или от греческого mauros - темный)
Средневековое искусство 11-15 веков, развившееся в Северной Африке и в южной части Испании (Андалусия). Древние римляне назвали Пиренейский полуостров на западе Европы "Иберийским" по наименованию обитавших там племен. Мавритания - страна в северо-западной части Африки, где жили мавры ("темные люди") - арабы и берберы. История Испании являет собой удивительный пример условности границ между Западом и Востоком. Дважды в течение последних трех тысяч лет на Пиренейском полуострове развивалась типично восточная культура, хотя и приобретавшая здесь некоторые своеобразные черты. Сначала это происходило в древности, когда на юге и юго-востоке Испании жили финикийцы, а потом - в средние века, когда полуостров стал ареной развития блестящей арабской цивилизации.
Таким образом, мавританское искусство складывалось на основе слияния художественных традиций Арабского халифата, берберов и вестготов. Ярче всего мавританский стиль проявился в архитектуре. Мавританское искусство не было однородным. Развиваясь по-разному в Алжире, Тунисе, Марокко и арабской Испании (так называемое испано-мавританское), оно претерпело сложную эволюцию от ясной тектоничности форм, нередко подчеркнутых сдержанным декором (Большая мечеть в г. Алжире), до их зрительного растворения в щедром декоративном убранстве (Альгамбра).
Для Мавританского искусства свойственны мечети с уютными внутренними двориками и отрытыми многонефными молитвенными залами, блистающие роскошью дворцы, квадратные башни-минареты. Общественные здания и сооружения культового характера украшались разнообразными арками – многолопастными, фестончатыми, стрельчато-подковообразными, артесонадо, карнизами, фризами, сталактитовыми куполами. Колонны облицовывались декоративными изразцами, настенной резьбой по дереву и стуку. Для внутренней отделки характерен цветной мрамор, витражи, стеклянная и керамическая мозаика. Декоративная отделка отличалась особой пышностью, витиеватыми геометрическими, растительными и эпиграфическими мотивами. ("Ваза Фортуни", найденная в Альгамбре, фаянс, 14 век, Эрмитаж, Ленинград).
Мечеть, построенная арабами в Кордове (VIII-Х в.), имеет все особенности, типичные для построек Ближнего и Среднего Востока: купола, мукарнаты ("сталактитовые" своды), подковообразные арки с полосатой кладкой из камней разного цвета, изысканная ажурная резьба, геометрические орнаменты с вплетенными в них арабскими надписями. Полы и стены, что особенно важно в жарком климате, облицовывались глазурованными керамическими плитками - ацулеями (от арабского azul - синий), с синей росписью по белому фону. Помимо выдающихся памятников архитектуры, город Кордова в Андалусии славился выделкой "кордовских кож", или гвадамасйле - тисненых кож, которыми отделывалась мебель и стены интерьеров во многих городах Европы XVI-ХVIII в.
Андалусские города Альмерия, Малага и Мурсия с VIII в. были главными центрами производства вышитых шелковых тканей. Это искусство мавры заимствовали из древней Персии. Ткани изготавливались трех сортов: дибаж - затканные серебром в несколько оттенков, тираз - ткань, затканная арабскими надписями, и холас - дешевый сорт.
В XII-XIV в. в Гранаде, столице Андалусии, арабские мастера создали дворцовый комплекс - Альгамбру (от арабского Al Hamra - "Красная", возможно, от того, что при свете костров или заходящего солнца стены крепости, выложенные из желтого камня, кажутся красными). Альгамбра - шедевр мавританской архитектуры, олицетворение Райского сада на земле. В композиции ансамбля вода фонтанов и бассейнов, зелень кипарисов (кипарис у арабов - символ молчания) уподобляются описаниям Рая в Коране. Альгамбра - это целый город, окруженный стенами, за которыми находятся крепости, королевские покои, казармы и сады. Массивные стены крепости, ее башни и ворота с бастионами, ловушками и потайными входами скрывают и защищают "сокровище" - дворец, одновременно роскошный и удобный для жизни. В основе композиции дворцового ансамбля лежит система дворов, расположенных на разных уровнях. Прекрасная архитектура Альгамбры исполнена гармонии и возвышенной поэтичности. Вознесенные на тонких, будто стебли тростника, мраморных колоннах, разнообразные по форме арки, кажется, парят, отделяя залитые солнцем дворики от затененных галерей, охраняющих прохладу и полумрак молитвенного зала, кельи или дворцового покоя.
Альгамбра дала имя стилю декоративно-прикладного искусства. Среди произведений, выполненных в этом стиле - большие керамические вазы с изящно-витиеватой росписью люстром. По манере исполнения узора они родственны "альгамбрским" шелковым тканям, парчовым вышивкам, парадному оружию, золотым с эмалью украшениям. Чарующий стиль "альгамбра" таит в себе догадку о "скрытом сокровище", понимаемом мусульманским искусством как зашифрованный путь к постижению высшего знания и совершенной красоты.
Мечеть в Кордове. |
Большая мечеть в г. Алжире. Интерьер. 1096 г.
|
Ночная Альгамбра.
|