Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Гаагская школа


(от названия города Гаага)

Дети на берегу моря (Й. Израэлс) Наиболее значительное художественное объединение второй половины XIX века в Нидерландах. Обозначает группу художников, живших и работавших в Гааге между 1860 и 1890 годами в стиле реализма. На гаагскую школу наиболее сильное влияние оказала барбизонская школа во Франции. Наиболее типичными и значительными представителями гаагской школы живописи были Йозеф Израэлс, Виллем Рулофс, Антон Мауве, Хендрик Виллем Месдах, а также братья Марис - Якоб, Маттейс и Виллем.

Иозеф Израэльс (1824—1911 г.). Ученик Амстердамской Академии художеств, Израэльс в ранний период (связанный с Амстердамом) пишет исторические композиции («Первый отказ принца Оранского исполнить приказ испанского короля», 1854 г.; Амстердам, Штеделиксмузей) в академической манере. В последующих картинах — «На кладбище» (1856 г.; Амстердам, Рейксмузей) и «После бури» (1858 г.; там же) — художник передает драматические сюжеты, прибегая к чисто театральным эффектам. Особенно плодотворна была его работа в Схевенингене, близ Гааги, куда он переселился в 1870 г. В это время художник исполняет лучшие произведения, подкупающие правдивостью передачи народной жизни «Швеи» (1870-е г.; ГМИИ) «Дети на берегу моря» (1863 г.). С годами душевный мир человека, трагедия его судьбы становятся главной темой его жанровых произведений. Он подчиняет все художественные средства — композиционное построение, цветовую гамму, манеру трактовки — одной цели: раскрытию переживаний человека. Драматичен образ женщины у ложа умершего мужа («Одна на свете», 1878 г.; Амстердам, Рейксмузей). Трагична его картина «Когда стареют» (1883 г.; Гаага, Музей современного искусства). Выступив в борьбе за национальную школу голландского искусства, за укрепление ее реалистических позиций, Израэльс объединил вокруг себя наиболее передовых художников своей эпохи. В Гааге он встретил своих единомышленников в лице пейзажистов А. Мауве, X. Месдага, братьев Морисов, которые объединились в так называемую гаагскую школу.

Пейзаж с мельницами (Я. Марис)Большую роль в развитии голландского искусства этой эпохи сыграла Гаагская Академия художеств, ведущим профессором в которой был Антон Мауве (1838—1888 г.). Мауве был признанным главой гаагской школы. В картине «Пахарь» (1870-е г.; собрание ван Тинхофен) он изображает крестьянина, тихо бредущего за плугом среди безбрежных полей. Еще большая слитность в пейзаже ощущается в картине «Овцы в лесу» (1870-е г.; ГМИИ). Решая чисто колористическую задачу, художник сужает круг своих тем. Он все чаще возвращается к изображению зимнего пейзажа с овцами. Он находит бесконечное количество оттенков белого и серого в цвете шерсти овец, серого неба и снежного покрова («Овцы зимою»; 1880-е г.; Гаага, Музей современного искусства). Проблема пленэра, поставленная Мауве в живописи (что очень ясно видно в картине «Возвращение домой», 1880-е г.; Гаага, частное собрание), решается им в акварелях, в которых особенно ярко раскрылся его талант блестящего колориста.

Проблема пленэра нашла свое решение и в морских пейзажах Хендрика Виллема Месдага (1831—1915 г.). Он был первым маринистом в искусстве Голландии 19 века, который изобразил Голландию как морскую страну, до него не показанную его современниками. Получив художественное образование в Бельгии (в 1866 г. у пейзажиста В. Рулоефса), Месдаг окончательно сложился в годы жизни в Гааге, где он начиная с 1869 г. пишет морские пейзажи в Схевенингене.Художник изображает море в разное время дня, при различной погоде. Месдаг пишет море чаще всего с рыбацкими лодками, уходящими под парусами в открытое море или возвращающимися после рыбной ловли. В пейзаже «Парусные лодки» (ок. 1875 г.; ГМИИ) ритмичным чередованием парусов он передает глубину морского пространства, его широкие просторы. Месдаг в своих маринах выявил своеобразие природы Голландии. Как и Мауве, он сыграл большую роль в художественной жизни Гааги. Он был первым крупным коллекционером современной живописи. Собранная им коллекция полотен барбизонцев легла в основу музея его имени в Гааге.

Отдыхающие коровы (А. Мауве)Большой вклад в гаагскую школу внесли три брата Мариса. Художники различной творческой индивидуальности, они, расширяя искания своих современников, наметили новые пути в искусстве Голландии. Старший и наиболее талантливый из них, Якоб Марис (1837—1899 г.) — ученик Антверпенской Академии художеств. Вернувшись в Гаагу (1870 г.) после длительного пребывания в Париже, он попал в среду художников, проблематика которых была ему близка. Якоб Марис — художник широкого диапазона. Он работал во многих жанрах, а в пейзаже сумел так широко раскрыть природу Голландии, как это не удавалось ни одному из его современников.

Пейзажи Я. Мариса глубоко лиричны. Он чувствует интимную прелесть небольших уголков старых городов («Деревянный мост», ок. 1878 г.; Амстердам, Рейксмузей), но одновременно его привлекают огромные пространства моря или широкой реки. Я. Марис не всегда точно следует натуре. Иногда, подобно Ионкинду, он создает как бы типовой образ голландской природы со всеми характерными ее признаками: мачты лодок на канале, силуэты ветряных мельниц, поднятые разводные мосты или высокие узкие дома на берегу канала.

Закат (Хенрик Виллем Месдаг)
Закат.
Хенрик Виллем Месдаг.

Возвращение домой (А. Мауве)
Возвращение
домой.
А. Мауве. 1880-е г.

Каналы Амстердама (Якоб Марис)
Каналы Амстердама.
Якоб Марис.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.