Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Движение

Франсиско де Сурбаран.Картина Погребок с апельсинамиДвижение – динамичность, отсутствие покоя. В изобразительном искусстве этот термин не всегда обозначает буквальное изображение движения, т. е. перемещения в пространстве, но и внутреннюю динамику образов, свойственную как живым существам, так и неодушевлённым предметам. Движение выражается технологией построения композиции, манерой выполнения, особенностями передачи формы и пр.

Обычно говорят, что хорошие произведения искусства — «живые». Это часто встречающееся выражение среди художников. Интересно послушать их комментарии, так как они приглашают нас к размышлению и пониманию произведения, далекому от какой-либо академичности. Художники живут своими произведениями, чувствуют их как нечто личное и часто говорят о своих творениях так, будто речь идет о ребенке. Художественный опыт - это талант создателя произведения отражать пережитое, давая возможность зрителю прочувствовать моменты или ощущения, воплощенные им в творении. В каждом произведении искусства ощущается время, назовем его ритмом, или - темпом.

Подобно людям или любым другим живым существам, существуют произведения медленные и спокойные или же нервные и динамичные. Часто зритель инстинктивно отождествляет себя с каким-то произведением в результате совпадения его индивидуальности с тем, что сообщает ему данное произведение. Мы могли бы разделить произведения на две большие группы: те, которые передают ощущение статики, и те, которые предполагают обратный эффект, то есть ощущение динамики.

В группе произведений, которые передают ощущение статики, наблюдаются некоторые характерные черты: с композиционной точки зрения эти творения вписаны в структуру, в которой преобладают вертикаль и горизонталь. Это аккуратные, часто симметричные картины или скульптуры.

Поленов В.Д. Нил у Фиванского хребта. 1881С хроматической точки зрения многие из этих работ характеризуются преобладанием холодных тонов (голубых, лиловых, черных и т. д.). Темные тона наблюдаются в спокойных произведениях, приглашая почувствовать медленный спокойный ритм, поскольку эти тона ассоциируются с идеей глубины. Что касается тематики, то произведения духовного характера, связанные с созерцанием или молитвой, а также изображения божеств или королевских особ обычно пробуждают ощущение статики.

Произведения, которые передают ощущение динамики, с композиционной точки зрения строятся на кривых или извилистых линиях, производящих впечатление неуравновешенности. Теплые тона ассоциируются с ощущением взволнованности. В этом смысле многие подобные произведения порождены такими темами, как сражения, оргии, а также мифологические и исторические сюжеты, в которых преобладает действие.

Например, сидящая скульптура Тутмоса I изображает фараона. Она вписывается в строгие требования, продиктованные официальными правилами: изображения представителей высшей политической или религиозной власти подчиняются законам фронтальности и симметрии. С помощью этой эстетической нормы удается передать идею стабильности и равновесия персонажей, свойственную их статусу, тем самым поднимая их выше остальных смертных.

Испанские натюрморты эпохи барокко приглашают к созерцанию и отдыху. Это сдержанные и очень простые произведения, но очень емкие. Композиционная структура построена на сочетании абсолютной горизонтальности и симметричного порядка предметов. «Погребок с апельсинами» — яркий пример живописи, отличающейся статичным ритмом и имеющей определенный мистический привкус. Скульптурная группа Лоренцо Бернини «Похищение Прозерпины», состоящая из двух фигур, вписывается в композиционную структуру, вызывающую ощущение динамики. Позы персонажей передают тот момент, когда бог Плутон догоняет Прозерпину, чтобы похитить ее и забрать с собой в ад. Эта скульптура в движении — одна из наиболее значительных в истории искусства благодаря тому, что Бернини строит образ по спиральной оси.

Многие художники нашли в ночных темах источник вдохновения для создания изысканных произведений, в которых преобладают ощущения отдыха, мира и спокойствия. Однако полотно «Звездная ночь», написанное Винсентом Ван Гогом в переломный момент его жизни, изображает очень бурную ночь, ночь в движении. Произведение является ярким примером того, насколько взгляд художника зависит от состояния его духа. Ван Гог чувствует себя взволнованным и возбужденным и поэтому пишет изменчивую ночь с вихрями, кружащимися в разных направлениях.



Тутмос 1
Тутмос 1

Винсент Ван Гог. Картина Звездная ночь
Винсент Ван Гог.
Звездная ночь.

Бернини Джованни Лоренцо. Картина Похищение Прозерпины Плутоном
Бернини Джованни
Лоренцо. Похищение
Прозерпины Плутоном .



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.