Мольберт
(от немецкого malbrett - доска для рисования)
Деревянный или металлический станок для живописи на трех ножках или двух подставках, на котором укрепляется подрамник с холстом, картон, доска и прочее на различной высоте и часто с различным наклоном. Существуют стационарные и переносные (для этюдов) мольберты. К вариантам мольберта относятся треножные мольберты, известные уже в античную эпоху, и мольберты, состоящие из вертикально расположенных стоек, закреплённых на горизонтально расположенном основании.
Преимущества мольберта:
- надежное крепление полотна, исключающее падение и порчу будущего произведения искусства;
- установка полотна на определенной высоте, удобной для работы стоя или сидя;
- удобство перемещения полотна по высоте, дающее возможность прорисовки верхней и нижней частей картины;
- регулировка угла наклона полотна;
- компактность размещения картины на рабочем месте.
История.
Изначально мольбертом называлась основа картин, выполненных маслом на дощатых или медных щитах. Кроме византийских икон и изображений египетских мумий времён позднего периода античности мольберты были впервые использованы в 11-м и 12-м веках в изготовлении алтарных подставок или занавесей и в 16-м веке вытеснены натянутым на деревянную раму холстом. Голландские художники, а также их подражатели продолжали однако рисовать на мольбертах и в более поздние периоды. В 19-м веке в качестве мольбертов нашли своё применение и более устойчивые к деформации древесно-стружечные плиты. Некоторые источники ошибочно утверждают, что слово malbrett (мальбрет в правильной транскрипции) больше не используется в немецком языке. Более верным можно считать высказывание, что мольберт не используется в его первичном смысле. Однако в качестве подставки для рисования, например, надевающейся на шею, мольберты можно встретить в магазинах художественных принадлежностей.
Типы мольбертов.
Станковые мольберты.
Они предназначены для профессиональных художников, работающих с полотнами больших форматов. Станковый мольберт представляет из себя две соединенные между собой рамы — верхнюю и нижнюю. По способу соединения рам мольберты различаются на складные и стационарные. Нижняя рама — опорная, представляет из себя соединенные прямоугольные бруски достаточно большого сечения, чтобы обеспечить устойчивость конструкции. Для удобства перемещения по мастерской на нижнюю раму могут устанавливаться колесные опоры с фиксаторами. Верхняя рама — установочная, на ней закрепляются необходимые для фиксирования полотна элементы: направляющая штанга, лоток, бегунок. Направляющая штанга — это базовый элемент крепления плотна, от длины которого зависит максимальная высота размещения планшета. На направляющей штанге крепится бегунок, который фиксирует верхнюю часть планшета. Лоток служит основанием для установки планшета, а при ящичной конструкции и для размещения кистей и красок. Все эти элементы обеспечивают не только устойчивую фиксацию полотна, но и его свободное перемещение в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Мольберт-тренога.
Как известно из основ геометрии, самым устойчивым предметом является предмет, имеющий 3 опоры. Именно поэтому для устойчивой установки картины чаще всего используется тренога в том или ином виде. Наиболее распространенной конструкцией мольберта-треноги является мольберт «Лира», названный так вследствие внешнего сходства с этим древним музыкальным инструментом. Мольберт состоит из рамы суженной в верхней части и, так называемой, «отставной» (опорной) ноги. На раме также как и на станковом мольберте устанавливают направляющую с бегунком и лоток. Направляющая, для создания «отрицательного» угла наклона полотна, может наклоняться вперед. Такой мольберт называют «Лира» с наклонной штангой. Отставная нога обычно складывается в одной плоскости с рамой, а в разложенном виде фиксируется с помощью специальных зажимов. В сложенном виде мольберт занимает совсем немного места и может легко «спрятаться» за дверью, что очень удобно для художников, занимающихся творчеством дома. Помимо «Лиры» к треногам относятся мольберты простой рамной конструкции — «А-стиль». Основная рама похожа на букву «А» и имеет всего одну перемычку в нижней части. Лотки таких мольбертов перемещаются вместе с направляющей по специальным пазам в стойках. Такие мольберты особенно любят дизайнеры за их неподражаемый внешний вид.
Настольный мольберт.
Не все художники предпочитают создавать большие полотна. Некоторые работают и в жанре миниатюры или просто расписывают тарелки у себя дома. Для таких любителей домашнего творчества существует большое количество настольных мольбертов. Все они похожи на своих «старших братьев» и выглядят или как станковые мольберты, или как «Лиры». Размеры мольбертов зависят от формата размещаемого планшета и способа его крепления. Среди настольных мольбертов можно отметить мольберты для графических и шрифтовых работ, которые имеют больший угол наклона (40-45 градусов), чем обычные мольберты для живописи и рисунка.
Переносной (походный) мольберт.
Предназначен для писания этюдов вне мастерской. Походный мольберт изготовляется из дюралевых трубок. Мольберт отличается прочностью и легкостью. Высота мольберта в рабочем состоянии 1500 мм., наименьшая высота рабочего положения 0,85 мм. Масса мольберта 2 кг.
Художник перед мольбертом. Домье Оноре.
|
Мольберт "Лира".
|
Автопортрет перед мольбертом. Винсент Ван Гог.
|