Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Караваджизм


(от имени основателя - Меризи да Караваджо)

Призвание Святого Матфея (Караваджо) Это стиль европейской живописи эпохи барокко, появившийся в Риме в конце XVI века. Основоположниками стиля считаются Караваджо и его последователи.

Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610 г.) Итальянский художник. Величайший реформатор западноевропейской живописи, целью творчества которого было отображение реальности. Учился в Милане у С.Петерцано. В начале 1590-х г. переехал в Рим, где создал большинство своих работ. Он писал жанровые картины с детальным изображением предметов и образами молодых людей, сделав своим героем человека из толпы. Творчество Караваджо, не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 начала 17 в. (маньеризму и академизму).

В ранних произведениях Караваджо заметно влияние живописи Тициана и Джорджоне, но уже видны особенные черты его стиля: сильные контрасты света и тени, стремление к натуралистическому образу человека, жесткой и энергичной лепке объемов («Лютнист», ок. 1594 г.; «Гадание», 1594-1595 г.). Для зрелого творчества художника характерно обращение к религиозным сюжетам, где действие переносится в современную жизнь, а образы святых и апостолов пишутся с грубых крестьянских типов. Наиболее яркими картинами этого периода являются «Призвание Матфея» (1600 г.), «Положение во гроб» (1602-1603 г.), «Обращение Савла» (1600-1601 г.), отличающиеся драматизмом сюжетов, усложненными композициями, сдержанной цветовой гаммой и глубиной образной трактовки. В поздних работах Караваджо на смену патетики приходят более сдержанные интонации, им присущи покой и созерцательность («Успение Марии», 1605-1606 г.).

Отдых на пути в Египет (О. Джентилески)Художественная "революция", произведенная Караваджо, касалась не только манеры письма, но и самого объекта живописи. Контраст между божественностью темы и ее "земным" толкованием являлся дерзостью, забытой со времен Джотто. Эстетика Возрождения, воплощенная в совершенстве Рафаэля или Леонардо да Винчи, ставила своей целью прежде всего изображение "грации" и "баланса". Маньеризм позднего Возрождения, правда, позволили некоторым образом таким гениальным художникам как Пармиджанино, Россо Фьорентино и Приматиччо исследовать и другие пути - более "приземленные" и таинственные, которые продлевали существование эстетических канонов, бывших неизменно статичными, потому что искусство должно было представлять "идеальный" мир, "другой мир" по сравнению с ежедневной обыденщиной.

В караваджизме характерен интерес к натуре, подчёркнутый реализм в изображении предметов. Важная роль уделяется объёму, а именно свету и тени в картине. Для караваджизма характерны демократизм художественного идеала, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, интерес к непосредственному воспроизведению натуры, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов.

В Италии, где тенденции караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 в. и особенно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве О. Джентилески. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество так называемых утрехтских караваджистов в Голландии (Х. Тербрюгген, Г. Хонтхорст и др.), а также Х. Риберы в Испании и А. Эльсхаймера в Германии. Воздействие отдельных приемов Караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Г. Рени и др. в Италии) и барокко (К. Шкрета в Чехии и др.). Через этап караваджизма прошли П.П. Рубенс, Д. Веласкес, Х. ван Рейн Рембрандт, Ж. де Латур.

Лютниска (О. Джентилески)Фламандские и голландские караваджисты являются некоей связной нитью между живописью Средиземноморья и Северной Европы. Архетипом фламандского караваджизма можно назвать Луи Финсона, которого на латинский манер назвали еще и Лудовикус Финсониус, бывший около 1615 года в Марселе на пути из Рима. Имитатор Караваджо, Финсон украшает многочисленные алтари в Провансе, где сотрудничает с голландцем Мартином Фабером, а затем уезжает в Амстердам. Некоторые фламандские художники, такие как Герард Сегенс, обращаются к караваджизму, чтобы потом, после 1630 года, приблизиться к стилю Рубенса, который также был поклонником творчества Караваджо; другие - как Яан Янссенс из Ганда, или Теодор Ромбоутс из Антверпена, остаются верными натурализму Меризи на протяжении всей своей художественной деятельности.

"Северных" караваджистов не стоит путать с "итальянизированными" - художниками, которые приехали в Рим, но не поддались влиянию Караваджо. "Римские" голландцы: Пуленбург, Бреенберг, Виттенбрук или Ван Лаэр, бесконечно далеки от истинных караваджистов, таких как Тер Бругген, который встречался в Риме с Караваджо и Джентилески, прежде чем вернуться в Утрехт в 1615 году; Дирк ван Бабурен, который украшал римскую капеллу в Сан Пьетро ин Монторио, его работа для которой - "Погребение Иисуса" - станет одной из самых знаменитых картин XVII века.

Между 1610 и 1630 г. некоторые молодые французские художники, обосновавшиеся в Риме, также воспринимают стиль и тематику умершего "маэстро". Первым был приехавший в Рим в 1611-1612 г. Валентин де Булонь, за которым следует Симон Вуэ. Этот последний в течение пятнадцати лет сделает блестящую карьеру в Италии, не только получая публичные заказы, но и, будучи официальным художником, получив титул почетного директора Академии Святого Луки, проруководив ею несколько лет.

В XIX веке снова появляются отсылки к Караваджо, исчезнувшие было в предыдущем веке. Их возродил Романтизм: "открытие" неидеализированной природы возрождает интерес к произведениям Караваджо после его полного "заката" на протяжении почти всего Сеттеченто (единственным исключением в это время был англичанин Райт из Дерби - редкий и счастливый пример подражания стилю Караваджо).

Сводница (Дирк ван Бабюрен, 1622 г.)
Сводница.
Дирк ван Бабюрен.
1622 г.

Лютнист (Караваджо)
Лютнист. Караваджо.

Игрок на флейте (Тер Бругген, 1621 г.)
Игрок на флейте.
Тер Бругген. 1621 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.