Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Русский модерн

Демон сидящий. Картина Михаила ВрубеляРусский модерн — условный термин, отражающий особенности развития искусства в России рубежа XIX-ХХ вв. Близок к понятию «серебряный век». Термином «модерн» затруднительно обозначить определенный стиль, поскольку в период 1880 —1910-х гг. интенсивно развивались различные художественные течения и школы.

В целом искусство этого периода характеризуется антиэклектическими устремлениями и поисками «большого стиля», объединяющего разные виды искусства. В России к этому следует добавить традицию предметности, материальности художественных форм. Эти формы не становились эфемерными, деструктивными и атектоничными, как это происходило в искусстве французского Ар Нуво или германского югендштиля.

Ярким примером этой особенности является творчество выдающегося художника Михаила Александровича Врубеля. Культ хрупкой красоты, загадочности и болезненной нежности, характеризующий эстетический идеал периода Модерна, не был чужд и Врубелю (символично связан с его действительной душевной болезнью).

Однако даже в самых фантастических сюжетах, присущих западноевропейской традиции, например в серии эскизов к панно «Фауст», художественно-образный строй и даже условная врубелевская манера много глубже и традиционнее, чем у европейских символистов. Как художник периода Модерна Врубель эрудированнее и шире, его талант выходит за границы определенной эпохи, метода и стиля; в нем «было и нечто рафаэлевское, и нечто византийское, и нечто от Александра Иванова» (Н. Дмитриева). Предметность и осязательная ценность формы были восприняты Врубелем (поляком по национальности) от традиции русского академического искусства, в частности от его учителя П. П. Чистякова.

Цветы в синей вазе, 1887, ВрубельИменно это сближает творчество «символиста» Врубеля и совершенно иные по содержанию и настроению произведения другого «чистяковца» В. М. Васнецова. Искусство для Врубеля, по его собственному определению, — «Музыка цельного человека, не расчлененного отвлечениями упорядоченного, дифференцированного и бледного Запада». Качество «всемирной отзывчивости» в сочетании с обстоятельностью мышления присуще российской традиции. Однако даже творчество столь «цельного человека», как Врубель, развивалось в период Модерна на грани разлада между мечтой и действительностью (разлада, оказавшегося столь катастрофичным для будущего России).

В картине «Демон сидящий» (1890) в окружении фантастичных «каменных цветков» Врубель изобразил унылую, натуралистично написанную фигуру, похожую на академического натурщика, призванную олицетворять демона — «духа отрицанья, духа сомненья» (А. С. Пушкин, 1827). В поздних произведениях живопись художника стала «демоничнее». Врубель искусно стилизовал русские народные мотивы.


Картина Врубеля Пан
Картина Врубеля
Пан.

Картина Врубеля К ночи
Картина Врубеля
К ночи.

Картина Врубеля Гадалка
Картина Врубеля
Гадалка.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.