Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Резцовая гравюра


(по-немецки stich, по-французски gravure au burin, по-английски engraving)

Всадник, смерть и черт (А. Дюрер, 1513 г.)Древнейшая разновидность металлической (преимущественно медной) гравюры. Также этот вид гравюры называется классической. Принцип создания печатной формы в резцовой гравюре заключается в том, что углубленные штрихи и линии вырезаются на поверхности металла специальными инструментами — металлографическими резцами. В зависимости от профиля заточенного конца каждый резец имеет свое назначение и название. Но всех их объединяет необыкновенная чистота и четкость линий, изысканно-строгая ясность начертания. Линия классической гравюры отличается пластичностью, чистотой и грацией; в гравюре очень тонко передаются светотеневые колебания, что достигается кропотливой и осторожной работой.

Каждый штрих имеет тонкое начало и завершение (за исключением коротких штрихов, выполненных стиплем). Расположенные в определенной системе, штрихи строгой своей последовательностью и различной глубиной гравирования создают неповторимые тончайшие градации тоновых пятен, что позволяет репродуцировать произведения живописи и графики. Более свободное и живое расположение штрихов характерно для позднего периода развития этой манеры.

Техника классической гравюры очень сложна, требует усидчивой, медленной и кропотливой работы. В старой резцовой гравюре оригинальные творческие произведения встречались редко. Классическая гравюра очень долго служила целям репродуцирования, что наложило свой отпечаток на технические приемы. Выработалась строгая система гравирования, особая ритмичность линий, их послушное следование движению формы.

Резцовая гравюра возникла на основе украшения резьбой различных металлических изделий. В средние века распространился приём заполнения врезанных в металл линий цветным составом, главным образом чернью. Подобное изображение можно было оттискивать на бумаге.

Вакханалия с винной бочкой (А. Мантенья, 15 в.)Размножение этих оттисков, имевших первоначально значение образцов для оружейников, «золотых и серебряных дел» мастеров, и привело (очевидно, в 1-й половине 15 в.) к появлению собственно резцовой гравюры. Наиболее старые образцы резцовой гравюры – выполненные в примитивном стиле игральные карты, листы с изображением евангельских святых, религиозных сцен, Богоматери и пр., которые распространялись вдоль реки Рейн (главной торговой артерии Западной Европы), в областях Швейцарии и Германии, в Нидерландах и Эльзасе.

Мастерство создания резцовой гравюры развивалось в 15 веке в работах анонимных мастеров орнамента, применявшегося в «серебряном деле», и достигло особого совершенства в работах итальянских гравёров А. Мантеньи, М. Раймонди, А. Поллайоло, в Германии – в творчестве А. Дюрера, в произведениях М. Шонгауэра. Расцвет резцовой гравюры в Нидерландах произошёл в 16 в. (Лука Лейденский), а во Франции - в 17 в. (Р. Нантёй и другие). Мастера резцовой гравюры смогли достичь большой убедительности в изображении бытовых деталей, человеческого облика, фактуры разнообразных материалов, решали непростые задачи перспективного, анатомического и композиционного построения, создавали образы, полные глубокого философского звучания.

Для техники исполнения данной гравюры присуща строгая ритмичность линий, которые образуют косую сетку или параллельные ряды. Насыщенность и количество повторений штрихов отражает светотеневые градации, а чёткость их очертаний точно обрисовывает и моделирует объемность формы. Однако ограниченность художественных возможностей резцовой гравюры (например, в передаче световоздушной среды, живого многообразия природы) и её исключительная трудоёмкость привели в 17 в. к торжеству в гравюре техники офорта и его разновидностей. Методом резцовой гравюры, вплоть до девятнадцатого века выполняется изображение городских окрестностей (ведут), научных репродукций и иллюстраций (в листах большого размера), географических карт, живописных, скульптурных и архитектурных произведений для альбомных изданий (т. н. увражей).

Храм Аполлона в Павловске (С.Ф. Галактионов, 1813 г.)В России (после кратковременных опытов в книжной орнаментике в 16 в.) техника резцовой гравюры развивалась благодаря украинским гравёрам (И. Щирскому и другим) в конце семнадцатого века и применялась при оформлении печатных изданий (работы А. Трухменского и Л. Бунина). В восемнадцатом веке батальные, резцовые и видовые гравюры прочих жанров создавали братья И. Ф. и А. Ф. Зубовы; резцовой гравюрой и офортом занимались Г. И. Скородумов и Е. П. Чемесов, работающие в жанре портрета. В петербургской Академии Художеств в девятнадцатом веке в манере резцовой гравюры работали А. Г. Ухтомский, Ф. И. Иордан, Н. И. Уткин..

В начале девятнадцатого столетия специфической разновидностью подобной гравюры была контурно-линейная, «очерковая» резцовая гравюра, распространявшаяся в виде иллюстраций (преимущественно к произведениям античных авторов) и создавалась по рисункам художников классицизма (например, резцовая гравюра итальянского мастера Т. Пироли по рисункам англичанина Дж. Флаксмена); в России особого мастерства в данной разновидности резцовой гравюры достиг Ф. П. Толстой (иллюстрации к поэме И.Ф. Богдановича «Душенька» по собственным композициям, 1820-1833 г.). С того времени, когда для целей репродуцирования стали все более использовать офорт, а затем ксилографию и литографию, сложная резцовая гравюра стала исчезать и в репродукциях. Строгая каноничность, сухость и сложность старых методов гравирования отпугивали художников.

С усовершенствованием фотомеханических способов репродукции резцовая гравюра теряет свою популярность. Со второй половины девятнадцатого века она используется преимущественно при изготовлении денег, государственных документов и пр. Разновидности резцовой гравюры на стали (1-я половина 19 в.), органическом стекле или пластмассе (20 в.) не имели для искусства большого значения.

Битва морских божеств (А. Мантенья, ок. 1470 г.)Только в начале XX в. такие мастера, как француз Лабурер, грек Галанис, работавший в Париже, и некоторые другие, приходят к пониманию нового, органически связанного с материалом метода гравирования резцом на меди или цинке. Наступает истинное обновление старой техники резцовой гравюры. Внешне это выражается в более свободном рисующем штрихе штихеля, в разнообразии фактурных приемов, в экономности средств выражения того или иного мотива. Не тронутые резцом части доски, соседствующие с длинными параллельными или сетчато перекрещивающимися штрихами, придают авторскому эстампу общую светлую серебристую тональность. Как правило, штрихи резца соседствуют со штрихами сухой иглы. Гравюры, не регламентированные традиционными классичесними правилами, иногда подкрашивались или полностью раскрашивались автором акварелью, если это соответствовало замыслу.

В начале 30-х г. XX в. авторские гравюры было принято печатать не привычной черной краской, а густым темно-синим или краплачно-красным цветом, что способствовало колористическому обогащению гравюры. Именно творческий подход к использованию изобразительных возможностей резцового штриха создает внешние отличия авторской гравюры от классической репродукционной гравюры на металле. Таким образом, в 20 в. выдвигается ряд крупных мастеров резцовой гравюры в её «чистом виде» (Д.И. Митрохин в СССР, Ж. Лабурер во Франции, Д. Галанис в Греции и друие).

Геркулес (Г. Гольциус, 1589 г.)
Геркулес.
Г. Гольциус. 1589 г.

Вид крепости города Павловска при лунном сиянии
Вид крепости города
Павловска при лунном сиянии.
А.Г. Ухтомский. 1800 г.

Разбитое окно (В. Агаев)
Разбитое окно.
В. Агаев. 1988 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.