Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Импрессионизм


(по-французски impressionnisme, от слова impression — впечатление)

Впечатление. Восход солнца (Клод Моне)Направление в искусстве в 1860 — начале XX в. Его представители стремились непредвзято и естественно запечатлеть окружающий мир и повседневную жизнь в их подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

Крупнейшие представители: Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар, А. Сислей, К. Писсарро, П. Сезанн, Э. Дега, Б. Морнзо, А. Гийомен, Э. Буден, Дж. Уистлер, М. Либерман, Л. Коринт, К.А. Коровин, И.Э. Грабарь, О. Роден, П.П. Трубецкой.

Импрессионизм – движение в искусстве 19 века, ассоциируемое с деятельностью парижских художников 1860-х годов. Автор термина – арт-критик Луи Лерой, в 1860-м году посетивший выставку, где выставлялась работа Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Всех художников, рисовавших примерно в одном жанре, он назвал «впечатленцами», «импрессионистами». Изначально саркастическое название прижилось и в дальнейшем утратило негативный смысл. Кроме изобразительного искусства движение импрессионистов впоследствии затронуло музыку, литературу и кинематограф.

Импрессионизм как направление в живописи включает в себя несколько характеристик техники рисования: видимые мазки кистью, открытость композиции, упор на световые приемы передачи форм, изображение рядовых предметов, иллюзию движения как важный элемент человеческого восприятия и необычные углы обзора всей композиции. Иногда под импрессионизмом понимают предметы искусства, созданные в этом стиле, но уже после 19 века. И все же стоит отличать импрессионизм как направление в искусстве, которое на данный момент является законченным, и стиль импрессионизма, продолжающий использоваться в работах современных авторов.

Крутой поворот на дороге в Монжеру (П. Сезанн)Для своего времени движение импрессионистов было радикальным течением в живописи, которое ломало все традиционные правила академического искусства. Импрессионисты начали с того, что отвергли четкие линии и начали накладывать на них мазки краской. Они расширили пространство процесса рисования – вышли из тесной студии обратно в мир. До этого и портреты и пейзажи обычно рисовались внутри помещений, а импрессионисты открыли, что они могут поймать мгновенный эффект от света, если будут снова рисовать на пленере (по-французски an plein air – на открытом воздухе). Делая упор на рисование реалистичных сцен из жизни, они старались скорее передать впечатление, нежели множество деталей. Они использовали короткие мазки чистой, несмешанной краски, чтобы достичь эффекта интенсивной цветовой вибрации, жизни картины.

В то время, когда творили импрессионисты во Франции, художники в Италии и США также независимо от них открывали для себя искусство пленэра, но именно импрессионисты разработали ряд принципиально новых художественных техник, которые специфичны только для их движения. Хотя импрессионисты и стояли на позиции, что у каждого есть свой способ видеть, их видение – было взглядом внезапности, движения, изменчивости, игры света во множестве ярких и экспрессивных красок. Таким образом, импрессионисты старались передать совсем не то, каким является объект, а то, каким он является нам, то есть впечатление нашего зрения.

В самом начале импрессионисты завоевали любовь простой публики, которая увидела за движением огромный художественный потенциал, хотя критики-современники были далеки от восторга. Следующими были художники, которые согласившись с авторитетом импрессионистов, испытали огромное влияние этого течения. Его можно проследить не только у пост-импрессионистов, но, например, даже у кубистов.

Две танцовщицы (Э. Дега)Во Франции начала 19 века во всем, что касалось живописи и скульптуры, безраздельно господствовала Академия искусств, настаивавшая на традиционных стандартах живописи не только в стиле, но и в содержании. Поощрялось рисование исторических персонажей или событий, религиозных сюжетов. Изображение должно было быть максимально приближено к статической реальности, все цвета консервативны, а линии тщательно прорисованы. На протяжении нескольких лет в салоне при Академии пытались выставляться молодые художники, картины которых были новы и отличались от признанных стандартов. Но год за годом официальные гранды живописи и критики предпочитали тривиальные работы художников-традиционалистов, а не их произведения. Молодые художники (Клод Моне, Альфред Сислей, Пьер-Огюст Ренуар, Фредерик Базиль) объединились и стали рисовать вместе, а также искать возможности для совместного представления своих работ. Вскоре к ним присоединились Камиль Писсарро и Поль Сезанн. Их выставки, которые пользовались большим успехом у публики, Академия искусств пыталась запретить. Но император Наполеон II, посетивший одну из выставок в 1863 году, вынес вердикт, что публика сама может решать, что ей нравиться, а что нет. Таким образом, дорога импрессионизму была официально открыта.

В понятие импрессионистской техники необходимо включить следующие приемы:
  • Короткие, толстые мазки краской используются, чтобы достичь скорее эффекта присутствия предмета изображения, а не прорисовки деталей.
  • Цвета располагаются рядом друг с другом, минимально смешиваясь, чтоб создать эффект вибрации, воздуха, также как это происходит в глазах наблюдателя.
  • Избегается использование черного цвета. Серые и темные тона создаются путем смешивания других красок.
  • Свежие краски накладываются друг на друга, без ожидания подсушки предыдущих слоев.
  • Игра естественного света усиливается. Большое внимание уделяется отражению одного объекта другим.

Гурзуф (К.А. Коровин)Конечно, на протяжении истории мирового искусства, художники уже использовали эти техники, но только импрессионисты впервые объединили их, чтобы создать совершенно новое направление в искусстве. Как предшественников можно назвать таких художников: Диего Веласкес , Эль Греко, Эжен Делакруа , Теодор Руссо и т.д.

Как уже было сказано, движение импрессионистов в области искусства было очень влиятельным и важным на своих современников. В литературе и музыке появляются молодые люди, которые провозглашают своим творческим девизом передачу впечатлений, а не реальности. Они пытаются перенести технику и содержание изобразительного импрессионизма в свою сферу.

В музыке наибольшего успеха добиваются Клод Дебюсси и Морис Равель. А в литературе Бодлер, Маларме, Рембо, Вирджиния Вульф и Джосеф Конрад. Влияние импрессионистов прослеживается и в кинематографе, прежде всего в фильмах французских режиссеров Жана Эпштейна и Луи Делюка.

Бал в Мулен де ля Галетт (П.О. Ренуар)
Бал в Мулен де ля Галетт. П.О. Ренуар.

Парижские бульвары (К. Писсарро)
Парижские бульвары. К. Писсарро.

Танцовщицы (Эдгар Дега)
Танцовщицы. Эдгар Дега.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.