Законы композиции
Наиболее важными законами художественной композиции являются законы цельности, равновесия, соподчинения. Под цельностью понимают необходимость согласованности всех элементов композиции, связь и неповторимость её элементов. Под равновесием - уравновешенность и гармония различных частей одного целого. Под соподчинением - подчинение всех композиционных средств единой идее и замыслу.
Цельность.
Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты форм и содержаний в единое целое. В композиции все элементы приводятся к гармоничной упорядоченности. То есть, должна быть целостность самой формы и целостность между элементами форм.
Говоря о целостности композиции, мы подразумеваем, что все элементы композиции, как главные, так и вспомогательные, увязаны в единую органичную систему. Это можно сравнить, например, с песней, когда одновременное звучание нескольких различных инструментов и голоса певца гармонично объединены в целое. Голос, выступая главным элементом композиции, передает главную суть песни, а инструменты создают и поддерживают эмоциональное настроение этой песни, ее ритм, а иногда несут в себе еще и этнические признаки и т.д. Если звучание хотя бы одного инструмента не будет подчинено общей мелодии по ритму, громкости или тональности, то вся композиция начнет разрушаться.
Несложно представить ситуацию, когда оркестр исполняет какую-либо мелодию, а один или несколько инструментов в этот же момент исполняют мелодию иную. Скорбная песня с задорной мелодией не вызывает скорбных чувств, а веселая песня под скорбную музыку не создает веселья. Простой пример с песней показывает, насколько важно увязать все элементы композиции в единое нечто. В этом и состоит целостность композиции.
Основные черты закона целостности:
- Неделимость композиции, или невозможность воспринимать ее как сумму разрозненных элементов. Неделимость закладывается с помощью конструктивной идеи.
- Необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции (имеется ввиду необходимость отслеживать, насколько эти элементы идут вместе и не оторваны ли они друг от друга).
Равновесие.
Это такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают зрительную устойчивость. В основном равновесие сводится к балансу по выразительности. Распределение цветовых пятен, объемов относительно центра должно давать ясную зрительную информацию об устойчивости.
Выделяют статическое и динамическое равновесие.Статическое- это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы в целом производят впечатление ее неустойчивой неподвижности.Динамическое- это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы производят впечатление ее движения и внутренней динамики.
Соподчинение и равноценность элементов.
Соподчинение - это выделение центра композиции (доминанты), которому подчиняются все остальные элементы (причем, не просто подчиняются, а усиливают его значимость), т.е. в композиции возникает иерархия. В иерархии могут быть доминанты второго порядка (акценты). В зависимости от количества уровней доминант, выделяют две степени иерархии между элементами:
- двухуровненный (доминанта и второстепенный (-ые) элементы или доминант и акцент).
- трехуровненный (например: доминант, акцент и второстепенные элементы).
Композиционный центр зависит от:
- Своей величины и величины остальных элементов.
- Положения на плоскости. Вокруг элемента организуется пустое пространство, а все остальные сближаются. И на главный элемент указывают силовыми линиями второстепенные.
- Формы элемента, которая отличается от формы других элементов.
- Фактуры элемента, которая отличается от фактуры других элементов.
- Цвета. Путем применения контрастного (противоположного цвета) к цвету второстепенных элементов (яркий цвет в нейтральной среде, и наоборот; хроматический цвет среди ахроматических; теплый цвет при общей холодной гамме второстепенных элементов; темный цвет среди светлых).
- Проработки элементом. Главный элемент более проработан, чем второстепенные.
- Освещения элемента.
В законах композиции существует также целый ряд правил (сюжетно-композиционный центр, параллельность, асимметрия, ритм, симметрия, расположения главного на втором плане, портретное изображение фигуры или головы, восприятие объектов изображения) и приемов (вертикали и горизонтали, диагональных направлений, пространства, передачи впечатления монументальности и других).
Японский сад. Создан по законам композиции.
| Рисунок ученика Детской Художественной школы г. Назарова.
| Учебник "Основы композиции".
|