Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Барбизонская школа


(от названия деревни Барбизон во Франции)

Пруд (Теодор Руссо)Группа французских мастеров реалистического пейзажа 30—60-х годов 19 века. Получила название от деревни Барбизон (по-французски Barbizon) близ леса Фонтенбло (к юго-востоку от Парижа), где подолгу работали ряд входивших в группу художников ("барбизонцев"). Барбизонская школа возникла в условиях подъёма демократического движения, формирования национального реалистического искусства и кризиса академической и романтической школ.

В противовес идеализации и условности "исторического пейзажа" академистов и романтическому культу воображения. Барбизонская школа утверждала эстетическую ценность реальной природы Франции — лесов и полей, рек и горных долин, городков и деревень в их обыденных аспектах. Последовательно создавая реалистическую систему пейзажа-картины, барбизонцы опирались на наследие голландской живописи 17 в. и английских пейзажистов начала 19 в. — Дж. Констебла и Р. Бонингтона, но прежде всего, развивали реалистические тенденции французской пейзажной живописи 18 и 1-й четверти 19 веке. Особенно Ж. Мишеля и передовых мастеров романтической школы — Т. Жерико, Э. Делакруа, П. Юэ.

Освобождая пейзаж от нормативных схем, непосредственно наблюдая и изучая различные местности Франции (кроме Барбизона, мастера школы работали во многих районах Иль-де-Франса, Пикардии, Нормандии, Бургундии, Оверни, Дофине и др.).

 Пейзаж с коровами (Ж. Дюпре)Стремясь к индивидуализации пейзажных мотивов, к изображению многообразных состояний природы, света и воздуха, барбизонцы придавали большое значение художественному обобщению, одухотворённости пейзажа, его эмоциональной и зрительной цельности, связи природы с повседневной жизнью простых людей. Работа с натуры над этюдом, а подчас и над картиной, интимное общение художника с природой сочетались у барбизонцев с тягой к эпической широте образа (иногда не чуждого своеобразной романтизации и героичности), а камерные картины чередовались с большими пейзажными полотнами. Барбизонская школа систематично разработала методику тональной живописи, сдержанной и нередко почти монохромной, богатой тонкими Валёрами, световыми и цветовыми нюансами; спокойные коричневые, бурые, зелёные тона оживляются отдельными звонкими акцентами. Композиция пейзажей Барбизонская школа естественна, но тщательно построена и уравновешена.

Старшее поколение барбизонцев — Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н.В. Диаз — акцентировало героические начала пейзажного образа, пластичность, материальность изображений, эмоциональную роль освещения, сохраняя определенную связь с романтической школой.

Закат близ Арбонна (Т. Руссо)Крупнейший представитель младшего поколения — Ш.Ф. Добиньи — больше внимания уделял непосредственности впечатления, точной фиксации состояний световоздушной среды. Ряд барбизонцев и близких к ним мастеров, как К. Труайон, Ш. Жак, Р. Бонёр, придавали самостоятельное значение жанровым и анималистическим изображениям в пейзаже, которые у ведущих художников школы органически вплетались в ткань картины.

Близость к Барбизонской школе обнаруживают многие французские художники 19 в., в том числе К. Коро, в ряде своих пейзажей вплотную смыкающийся с принципами школы. Ж.Ф. Милле, многие годы работавший в Барбизоне, был особенно тесно связан с Барбизонской школой Велико влияние Барбизонской школы на последующее развитие реалистического пейзажа как во Франции (Г. Курбе, Э. Буден), так и в других странах (голландец Я.Б. Йонгкинд, бельгиец И. Буланже, венгры М. Мункачи и Л. Паал, поляк Ю. Шерментовский, румын Н. Григореску, американский пейзажист Дж. Иннесс, русские пейзажисты А.П. Боголюбов, А.К. Саврасов, Ф.А. Васильев и др.).


Вид на Барбизон (Теодор Руссо)
Вид на Барбизон. Теодор Руссо. 1850 г.

Анжелюс (Жан-Франсуа Милле)
Анжелюс. Жан-Франсуа Милле.

Вид в окрестностях Гранвиля (Т. Руссо)
Вид в окрестностях Гранвиля. Теодор Руссо.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.