Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Гиппокамп


(от греческого — лошадь)

Гиппокамп и Посейдон (бронза) В греческой и римской мифологии гиппокампы — водные кони из упряжки Нептуна, с рыбьим хвостом и перепончатыми лапами вместо передних ног с копытами. Гиппокамп изображался в виде существа, передняя часть которого (голова, шея, грудь, передние ноги) была конской, а остальное туловище — чрезвычайно длинным и состояло из средней рыбообразной части с плавниками и задней змееподобной. Гиппокамп был также античной переработкой коня — возницы Солнца, того второго «напарника» Пегаса, который перевозил Солнце ночью под водой океана на восточную часть небосвода, чтобы к утру оно взошло из моря на востоке вновь. В Греции как типично морской стране, состоящей из многочисленных островов, людям всегда казалось, что Солнце и всходит, и заходит в море, в океане. В западноевропейской фантастике гиппокамп, естественно, не прижился и исчез с исчезновением и разрушением античного мира.

"Странный это зверь: полуконь-полурыба. Морда у него конская, хоть малость поизящней будет, передние ноги конские, а заместо копыт, коню присущих, у гиппокампа лягушачьи перепончатые лапы. Хвост длинный и змеиному подобный. Плавать, само собою разумеется, может сверх всякого удивления." Также называемая гидрипуссом (от греческого — вода). Отождествляются с кетами (т.е. китами). Морские божества в Древней Греции и Риме часто изображались на колесницах, запряженных гиппокампами.

"От пояса и выше имеет образ коня, а ниже пояса образ рыбы кита. Плавает же в море и воевода над всеми рыбами. На окраинной же стороне земли стоит золотая рыба и не сходит со своего места, чтобы не попасть рыбакам на пути к водному коню. А он как воевода над рыбами идет на окраину земли к той золотой рыбе. Оближет ее, и затем ее облизывают все рыбьи самцы. И уходят на свои места сначала самцы, а потом самки. И самцы мечут семя, а самки, идя за ними, принимают его и становятся чреваты. И через семь дней родят. Когда же они ходят на окраинные земли, то рыбаки ставят сети свои на пути рыб. Пока же будут чреваты, их не ловят."

Гиппокамп (Р. Диаз, оригами)Под властью Посейдона находились моря и побережья. Изображали бога морей сильным широкоплечим старцем, который величественным и грозным обликом напоминал Зевса. Но его волосы и борода были седыми, как морская пена, и влажными от воды, а лохматая развевающаяся борода полна ракушек. Он не расставался с трезубцем — длинным гарпуном с тремя крючковатыми остриями. Им он разрывал землю, создавая заливы и проливы, им он потрясал, наводя ужас на врагов. Страшен был Посейдон в гневе, рождавшем бурю на море. Во время шторма Посейдон мчался среди волн в колеснице, которую везли странные существа — гиппокампы, двуногие морские кони, у которых вместо крупа было тело рыбы. Их стремительный бег мог сравниться только со шквалом ветра. Они возникали из вздыбившейся волны и мчались по морским просторам, ведомые грозным старцем.

Фигуры гиппокампов есть и на так называемом Геокчайском блюде, которое представляет собой плоский круглый сосуд с кольцеобразным поддоном, объемом более полулитра жидкости. Служило оно, вероятнее всего, чашей для вина. Диаметр — 24 см, поддона — 8,2 см. Вес памятника — 1030 гр. Полукруглая, поднимающаяся стенка заканчивается у края маленьким, изящным, резко профилированным валиком. Кольцевая ножка изготовлена из круглой (диаметр — 0,6 см) серебряной же проволоки. Все это придает блюду, созданному с замечательным мастерством, большую строгость форм и законченность. Сохранность памятника хорошая, имеются лишь небольшие царапины и отдельные выпадения позолоты. Этот шедевр античного ювелирного искусства, датирующийся IV в., был сделан из двух серебряных листов, из которых нижний, образующий дно и бока, гладко отшлифован на токарном станке. Об этом свидетельствуют и две тонко прорезанные концентрические линии у края, и маленький валик, ограниченный двумя черточками. В центре видно обычное углубление от шпенька токарного станка мастера.

Геральдическая фигура гиппокампаВнутренняя плоскость сосуда полностью закрыта накладным листом с чеканным рельефом, изображающим мифологическую сцену. Середину изображения занимает большая фигура плывущего фантастического животного — полуконя, полурыбы — гиппокампа, с откинутой слегка назад головой и развевающейся короткой гривой. Весь облик его выражает мощь и стремительность. Энергичными взмахами передних ног он в бурном движении рассекает волны; могучий хвост изогнут, на конце его раскрытый плавник. На спине животного сидит обнаженная девушка, повернувшаяся вперед, по определению всех исследователей, занимавшихся блюдом, — нереида, морская нимфа. Из-за быстрого движения ее тело немного отклонилось назад, и, чтобы удержаться, она схватилась левой рукой за повод, а правой опирается на круп гаппокампа. Ее пышные волосы перевязаны ленточкой — стеммой и на затылке собраны в узел, свободные концы ленты ниспадают на правое плечо. Поражает изумительная техническая совершенность памятника и искусство мастера. Рельеф частично покрыт золотом. Ювелир использовал два вида позолоты. Как известно, при одном из них («позолота через огонь») тонкий слой металла плотно прилегает ко всем неровностям и позволяет отчетливо разглядеть чистоту выработки рельефа и выявляет его живую игру.

Геокчайское блюдо
Геокчайское блюдо.

Гиппокамп
Гиппокамп.

Серебряное блюдо с изображением гиппокампа
Серебряное блюдо с
изображением гиппокампа.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.