Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Чеканка


Чеканка 1) Метод получения рельефных рисунков на листовом металле. Выполняется с помощью специального молотка, ударами по чеканам. Подобная чеканка осуществляется по поверхности листа металла, который лежит на специальной эластичной смоляной подложке, по её лицевой стороне. Этот способ – один из наиболее древних разновидностей художественной обработки металла. Чеканка известна с древнейших времен — в технике чеканки делались сосуды (кувшины, братины, лохани, блюда), оклады икон и т.д., украшенные рельефными композициями. Техника чеканки позволяет добиться тончайших нюансов рельефа; широко применяется в ювелирном искусстве. В русском декоративно-прикладном искусстве чеканка занимала видное место, ее центрами с XIV в. были Москва, Ярославль, Великий Устюг. Исполнялись растительные орнаменты, надписи и т.п. В 1960-е г. под влиянием искусства Кавказа стала очень популярна чеканка простого рисунка на медных листах, недорогие изделия приобретали все слои населения, многие увлекались самодеятельной чеканкой.

Инструмент

Рельеф на листовом металле формуют с помощью специальных инструментов — чеканов и выколоточных молотков, большинство из которых мастера изготавливают сами. Постепенно у чеканщика накапливается несколько десятков чеканов самых различных форм и размеров. Но, несмотря на такое большое разнообразие, чеканы в зависимости от формы боевой части и назначения можно разделить на семь основных видов: расходники, лощатники, бобошники, пурошники, канфарники, зернильники-трубочки и пуансоны.

Расходник напоминает зубильце или отвертку с притупленным концом. На металле он оставляет след в виде узкого желобка. Именно с него начинается непосредственная работа над рельефом. Расходником углубляют контуры рисунка, нанесенного на металл,

У лощатника почти плоский боек в виде квадрата или прямоугольника с закругленными углами. Лощатниками осаживают фон.

По названию чекана-бобошника нетрудно догадаться, что его боек напоминает боб. Бобошником выколачивают углубленный или выпуклый рельеф.

У пурошников боек имеет форму шара. Применяют его в тех случаях, когда на рельефе необходимо получить сферические углубления или выпуклости.

Чеканщик за работойКанфарник напоминает тонкий пробойник. Только конец его не острый, а скругленный. Он не пробивает металл, а делает на нем мелкие сферические вмятины в виде точек. Канфарник служит для переведения рисунка с бумаги на металл, а также для нанесения на участки фона многочисленных точечных углублений, придающих фону матовую фактуру. Для отделки фона применяется также зернильник-трубочка в виде стержня со сферическим углублением в боевой части. На металле она оставляет след в виде полусферического бугорка. Фон, обработанный трубочкой, имеет зернистую фактуру.

Пуансон — это металлический стержень, на боевой части которого выпилен рельеф в виде звездочки, ступенчатой пирамидки, треугольника, лепестка и т.п. С помощью пуансона на металл наносят простейшие узорные бордюры, в которых в определенной последовательности сочетаются одинаковые элементы.

Кроме металлических чеканов и молотков, применяются также деревянные, которые изготавливают из древесины твердых пород — дуба, бука, граба, березы в виде цилиндрических стержней с боковыми срезами по всей длине. Форма боевых частей деревянных чеканов такая же, как и у металлических. Применяют деревянные чеканы для выколачивания высокого рельефа, опускания и выравнивания фона, особенно при работе с мягким алюминием. Деревянным молотком или киянкой правят на правильной плите листовой металл, загибают (отбортовывают) края готового рельефа.

Св. Георгий (авторская чеканка)Металлический выколоточный молоток имеет с одной стороны широкий плоский (круглый или квадратный) боек, а с другой — шаровидный. Плоским бойком при работе ударяют по ударной части чекана, а сферическим выколачивают крупные элементы рельефа. Ручку молотка делают из древесины твердых пород, придав ей изогнутую форму с утолщением на конце.

2) Создание рельефных рисунков на поверхности монет, медалей и пр. Осуществляется сильными ударами пунсонов (стальных штемпелей) на прессе или от руки. На пунсонах продавливались надписи и углублённые изображения.

Чеканка – один из древнейших видов обработки металла, применявшийся при изготовлении монет в Древней Греции (VII–V в. до н. э.). Для чеканки монет использовались штемпели из закалённого металла с гравированными углублёнными негативными изображениями. Искусство изготовления монет и медалей (медальерное искусство) достигло наибольшего расцвета в XIV–XV в.

Монеты из драгоценных металлов продолжают выпускаться многими государствами. Нигде не обязательны к приёму по нарицательной стоимости, в отличие от бумажных денег. Монеты из сплавов меди и никеля продолжают широко выпускаться практически всеми государствами. Обязательны к приёму по нарицательной стоимости.

3) Обработка поверхности скульптурных, а также художественных литых изделий при выходе из формы – разглаживание швов, неровностей, отделка деталей.

4) Отделочная технологическая операция при производстве и ремонте металлических изделий (иногда называемая калибровкой), осуществляемая путём их обжатия в целях получения чистой поверхности и точных размеров, а также для устранения поверхностных трещин или зазоров между деталями изделия в сборе.

5) Чеканка у растений — удаление верхушек побегов или верхних побегов у сельскохозяйственных растений; агротехнический приём для улучшения плодообразования и ускорения созревания урожая. После чеканки прекращается рост побегов, происходит усиленный приток питательных веществ к формирующимся завязям, что уменьшает их опадение и создаёт лучшие условия для развития плодов. Применяют чеканку для хлопчатника, винограда и других культур.

Архангел Михаил (чеканка)
Архангел Михаил.
Чеканка.
Около 1000 г.
Византия.

Серебряный поднос (чеканка)
Серебряный поднос.
Мельхиор, серебро, чеканка.

Оплетка стаканчика (чеканка)
Оплетка стаканчика.
Бронза, золочение.
Литье, чеканка.
XIX в.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.