Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Светотень


(по-английски и итальянски chiaroscuro, по-французски clair-obscur, по-немецки hell-dunkel)

Святой Франциск (Караваджо) Распределение светлых и тёмных зон на объекте, обусловленное формой и фактурой его поверхности, освещением и позволяющее зрительно воспринимать объём и рельеф. В живописи и графике светотень — распределение отличающихся по степени яркости цветов или оттенков одного и того же цвета, которое делает изображение объёмным и выпуклым, пребывающим в свето-воздушной среде.

Светотень не только выявляет объем предмета, объекта и его расположение в пространстве, характер среды, но и служит важным средством эмоциональной выразительности. В архитектуре, скульптуре, предметах декоративно-прикладного искусства светотень зависит от реального освещения, пластики — выпуклостей, вогнутостей, создающих игру света и тени, их контрастное или нюансное соотношение, а также от гладкой или шероховатой фактуры поверхности. Светотень в живописи и графике передает не только постоянные качества предметного мира, объем, структуру, характер поверхности предмета, но и изменчивость среды, состояния атмосферы.

Светотень является одним из средств композиционного построения и выражения замысла произведения. Светотень является важным выразительным средством, обладающим большим эмоциональным воздействием, способным передать не только постоянные свойства материального мира, но и изменчивость среды и атмосферных состояний. Светотень использовалась ещё живописцами античности. Мастера эпохи Возрождения, начиная с Леонардо да Винчи, продолжили разработку теории светотени, и с этого периода художники широко применяли технику светотени, в том числе как одно из средств, определяющих эмоциональную выразительность произведений.

Светотеневые градации (от пика яркости до наибольшей тени) зависят от атмосферных состояний, фактуры и особенностей формы изображаемого предмета, его объёма, силы освещения. Градациями светотени являются: свет, тень, полутень, рефлекс, блик.

  • света — поверхности, ярко освещённые источником света;
  • блик — световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение;
  • тени — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими;
  • полутень — слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источниками света. Она также образуется на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом;
  • рефлекс — слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов.

При определенных условиях освещения каждый элемент светотени получает индивидуальную пространственную форму, величину, положение и светлоту. Приступая к передаче светотени, художнику нужно легкими штрихами отметить границы света и тени, стремясь передать все градации полутонов, переходящих от света к тени, затем сравнить все тени и выявить характер связи между всеми элементами светотени.

Светотеневое соотношение
Светотеневое
соотношение.

Ослепление Самсона (Рембрандт)
Ослепление Самсона. Рембрандт.

Святой Пётр в тюрьме (Рембрандт)
Святой Пётр в тюрьме.
Рембрандт.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.