Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Сасанидов искусство

Сасанидский пран Сасанидов искусство – историко-региональный тип средневекового искусства Ближнего Востока. Название от династии иранских шахов, правившей в 224-625 гг. н. э., после свержения парфянской династии Аршакидов.

Родоначальником новой династии был Сасан. Потомок князя Сасана — Арташир I (224—240) разбил парфянскую армию, в 226 г. захватил Ктесифон и провозгласил себя царем новоперсидского царства, занимавшего территорию древней Месопотамии, Иранского нагорья, Мидии, Сирии. Сасаниды, освободившись от власти парфян, находившихся в зависимости от Римской империи, стремились возродить былую славу древнеперсидской державы Ахеменидов (559—330 гг. до н. э.) до завоевания страны Александром Македонским.

В истории искусства эпоха Сасанидов известна по яркому художественному стилю, в котором соединились традиции культуры древней Месопотамии и эллинистического Востока. Под воздействием идеологии ислама, ограничивающей изображение живых существ, этот стиль становился все более оригинальным. В архитектуре Перспеполя, Ктесифона преобладал резной декор из камня и гипса с изображением пальметт, розеток, виноградной лозы.

Наиболее известны сасанидские изделия из серебра — кувшины, тарели и огромные блюда, иногда более полуметра в диаметре, украшенные рельефными изображениями сцен царской охоты или битвы зверей. Детали высокого рельефа выполняли отдельно и монтировали с помощью маленьких заклепок. Частичное золочение отдельных элементов изображения скрывало швы и создавало колористический эффект сочетания серебра и золота.

«Сасанидские блюда» являются уникальными и в то же время яркими образцами интернационального «звериного стиля». Иранские мастера изготавливали также ритоны, чаши, статуэтки, парадное оружие, курильницы, украшения. Мотивы поединка царя с хищниками — барсами, львами, как и в искусстве Сасанидское золото Византии, имели символическое значение: царь персов побеждал царей зверей, врагов империи. Среди наиболее любимых сюжетов — царская охота Бахрам Гура. Бахрам, или Вахрам V Гур (421— 439), — персидский шах, герой эпоса «Шахнаме».

На серебряных и керамических блюдах, книжных миниатюрах шаха изображали сидящим на верблюде с любимой наложницей Азаде. Согласно легенде, наложница была так восхищена меткостью стрельбы шаха из лука, что, не удержавшись, воскликнула, будто такое под силу лишь дьяволу. Тогда Бахрам Гур бросил красавицу под ноги верблюду, который растоптал ее. На изделиях из серебра и шёлковых тканях изображали также волшебную птицу Симург, описанную в Авесте и в поэме «Шахнаме», собакоголовую птицу Сэнмурв, крылатых фей Пайрика.


Бюст Сасанидского царя
Бюст Сасанидского царя.

Сасанидский воин
Сасанидский воин.

Сасанидский воин
Сасанидский воин.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.